Гоночная цитата месяца:
«Настоящие проблемы начинаются, когда все четыре колеса оказываются в воздухе. Пока хотя бы одно колесо касается дороги, водитель не только может, но и обязан управлять машиной», - Барковский.

СТАТЬИ

РАЛЛИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

РАЛЛИ ЛЮБИТЕ...

Читатель волен поправить заголовок: уточнить ударение, вставить буквы или закончить вопросительным либо восклицательным знаком. Насколько же многолико ралли?

Автомобильные соревнования начались в XIX веке, и Россия была в числе зачинателей. Через 18 лет после первой гонки некоторая разновидность получила красивое наименование “ралли”. Это загадочное слово употреблялось в 1970-х годах даже для моющей пасты. Легко воспользоваться словарём, чтобы узнать его исходный смысл, но теперь оно ассоциируется именно с автомобильным спортом. Поэтому употребление слова “авторалли” столь же глупо, как выражение “бег ногами”: как говорится, масло масляное. Вот “бег с барьерами”, “бег на руках”, “бег в мешках” правильно, т.к. все они, по сути, означают бег, но с особенностями. А вот “автокросс”, наоборот, некорректно сокращать до “кросса”, поскольку изначально бег по пересечённой местности стал называться кроссом. Кстати, бывают и ралли на самолётах, и на автобусах (да-да!), и на снегоходах (придуманные Георгием Никифоровичем Лопатиным из Красноярска как элемент реабилитации инвалидов), и на парусниках, и на мотоциклах. Ралли на мотоциклах называются “эндуро”. Говорят, что трали-вали пошло от ралли на трамваях в Уэллсе.

Ралли развивается и сейчас имеет немало видов, существенно различающихся между собой. В отечественном автоспорте к ним относятся ралли 1, 2, 3 категории, ралли-рейд, ралли-кросс и ралли-спринт. Кто постарше, вспомнят мини-ралли. Полезно кратко остановиться на каждом. Запомним, что основа ралли заключается в раздельном старте экипажей и последующем самостоятельном движении по трассе, часть которой проходит по дорогам общего пользования, где экипажи под угрозой пенализации (начисления штрафных очков) обязаны двигаться с соблюдением дорожного законодательства и с заданной средней скоростью, т.е. не быстрее, и не медленнее заданного организатором графика. Исключениями стали ралли-кросс и, в некоторой степени, ралли-спринт.

Сначала были гонки. Гонки с промежуточными финишами называли пробеги или дорожные конкурсы. Сейчас под пробегом понимают движение в колонне, а не многодневную гонку на пределе возможностей. Многие первые пробеги стартовали из разных городов, затем экипажи шли к месту общего сбора и далее к финишу по единой трассе. В зачёт входили обе трассы - и до места сбора, и общая часть. Первое в России ралли (в современном понимании, включающем дорожные, т.е. по правилам дорожного движения, и дополнительные состязания, что проходят на перекрытых от посторонних трассах) состоялось в 1909 г. по маршруту Петербург-Псков-Рига и обратно. Первый в мире “звёздный сбор” произошёл в 1911 г. в Монако, а слово “ралли” впервые официально возникло в 1912 г. в Сан-Себастьяне, Испания.

Справедливо за подобным масштабным автомобильным событием закрепилась цифра 1, дав современное название “ралли 1 категории”, существующее во многих странах. Однако со временем спортивный акцент сместился. Трудности переезда от одного города до другого ушли в прошлое, а на первый план вышли скоростные гонки на коротких участках зачётной трассы. В современном ралли 1 категории спортивная борьба доминирует на перекрытых от постороннего движения отрезках дорог или даже на стадионах (“специальных участках”, в переводе с английского), дополняясь технической борьбой внутри ремонтных парков, где механики имеют ограниченное время для ремонта машин.

На заре автомобилизма само движение по дорогам носило изнурительный характер. Факт проезда от одной географической точки до другой был сам по себе неплохим достижением. Владельцы автомобилей, люди состоятельные и часто степенные, не всегда желали нестись в тучах пыли. Отсюда возникла другая разновидность: ралли 2 категории, где требовалось лишь посетить определённые места, оказавшись там в течение разумного интервала времени (продолжительностью от часов до суток). Кстати, в ралли 1 категории фиксируемый отрезок времени до сих пор равен 1 минуте, но не путайте его с межстартовым интервалом и хронометражом на специальных участках. Нельзя не отметить колоссальные даже по сегодняшним меркам ралли 2 категории, проходившие по территории России чуть более века назад. Речь о трансматериковом пробеге “Пекин – Париж” (16000 км, 10.06.1907 - 10.08.1907) и межконтинентальном пробеге “Нью-Йорк – Париж” (более 20000 км, 12.02.1908 – 20(30).07.1908). С начала Первой мировой войны отечественная история ралли 2 категории захирела и, насколько мне известно, только в XXI веке возобновилась усилиями Михаила Аркадьевича Титова. Он поддержал традицию проезда по трассе “Москва-Крым” на майские праздники, появившуюся силами энтузиастов “горбатых” “Запорожцев” ЗАЗ-965, повторяя в укороченном виде пробег в Севастополь 1911 г. В 2002 году по Приполярью прошло ралли 2 категории “Гданьск-Магадан”, участники которого почтили память репрессированных поляков. К нашему стыду и огорчению, современная Европа проводит немало ралли 2 категории. Они давно получили понятное дублирующее имя “туристический сбор” и являются доходным организованным туризмом на колёсах. Попытки развить эту отрасль в СССР силами обществ автолюбителей союзных республик не привели к успеху. К ралли 2 категории, строго говоря, относятся ралли на экономичность движения, а также ралли автомобилей с нетрадиционными источниками энергии. Хорошо бы узнать о других современных туристических сборах, т.е. ралли 2 категории, участники которых не знают, что правилам игры, в которую они играют, более века.

Модификации ралли 1 и 2 категорий, сохранявшие в подсчёте очков дистанцию до места общего старта, до сих пор носит симпатичную приставку “ралли со звёздным сбором”. К сожалению, этот изящный спортивный элемент сейчас употребляется редко. Мне особенно жаль, что многие ралли водителей-инвалидов до сих пор упускают такой привлекательный приём.

Следующей исторической разновидностью нужно назвать ралли-рейды. Широко освещавшиеся мировой и отечественной прессой на рубеже 1960-70-х гг. ралли “Лондон-Сидней” и “Лондон-Мехико” (идеи которых имеют корни в футболе) были смесью ралли и первой, и второй категории, но фактически стали основой для регулярных ралли-рейдов. В этой разновидности ралли быстрая езда проходит в условиях плохих дорог или бездорожья. Спортивный принцип зачёта схож с ралли 1 категории. Технически лучше всего для ралли-рейдов подходят джипы. Удивительно замкнулся исторический круг: часто в ралли-рейдах стартуют и автомобили, и мотоциклы, как было на рубеже XIX-XX веков. Любопытно, что именно в ралли-рейдах российский экипаж Михаила Нарышкина и Олега Пялина лишь в 1997 году смог повторить лучший результат в мировой табели о рангах, установленный в 1913 году Иваном Ивановичем Ивановым на кольцевых гонках “Большой приз Санкт-Петербурга”. Между этими датами в отечественной истории вместилось многое.

В 1960-х годах возникла разновидность автомобильного кросса, содержащая фактор времени. Ведь в автокроссе, как в других гонках, места определяются по порядку прихода на финиш при одновременном старте. Если количество участников велико, то проводятся серии отборочных заездов, где распределение мест происходит так же. А в ралли-кроссе на стадиях отборочных заездов сравниваются времена прохождения дистанции, т.е. победитель одного заезда может проиграть приехавшему последним участнику другого заезда. Для зрелищности трасса нынешнего ралли-кросса имеет участок с резко отличающимся покрытием, обычно асфальтированный. Современные болиды ралли-кросса примерно вдвое мощнее кроссовых, чтобы успеть разогнаться на нём. Первый российский автокросс проходил в 1913 г. недалеко от Серпуховской заставы Москвы, первый советский - в 1937 г. Кстати, европейский автокросс начинался во второй половине XX века и сразу же с легковых автомобилей, а отечественный пришёл к ним позже. Долговечность ГАЗ-51, ГАЗ-53 и ЗиЛ-130 обязана грузовому автокроссу. Попытки КамАЗа участвовать в соревнованиях 1980-х привели к запрету грузового автокросса, а не к совершенствованию техники. Лишь после распада СССР КамАЗ нашёл себя в ралли-рейдах и добился мирового уровня. МАЗы и КрАЗы спортивных высот не достигли. ЗиЛ неплохо, но недолго красовался на кольце. Если вернуться к термину “ралли”, то из него ралли-кросс вобрал в себя зачёт по времени участников, стартовавших в разных заездах.

С начала 1960-х в СССР возникло особенное ралли, неофициально названное любительским. Спортивная борьба за скорость сменилась борьбой за точность. Ралли 1 категории к тому времени в большинстве стали использовать “открытую трассу”, т.е. экипажи имели возможность ознакомиться с ней до официального старта и потренироваться кое-где; аналогичный подход применяется до сих пор. Наоборот, любительское ралли поставило акцент на закрытую для ознакомления трассу, сложность дорожной сети, запутанность ориентиров, схожесть дорожных указателей, неожиданные проезды, недавно возникшие дорожные развязки. Этика любительского ралли состоит из трёх понятных принципов:
· экипаж не получает преимущества за счёт автомобиля,
· трасса и скорость выбираются так, чтобы износ автомобиля был не сильнее, чем при обычной грамотной эксплуатации,
· стартовать может каждый желающий без дополнительных затрат на амуницию и оборудование автомобиля.

Поразительно быстро любительское ралли распространилось в СССР, но не преодолело его границ. Оно стало круглогодичной распространённой интеллектуальной игрой на колёсах с широкой географией участников и стройной многоступенчатой системой для экипажей разных квалификаций. В качестве дополнительных состязаний (ДС, “допов, тех самых “специальных участков”) по ходу любительского ралли применялись слаломы и спринты различных видов, упражнения на учебных автодромах, конкурсы ПДД, поиски технических неисправностей и многое другое. Из ралли 1 категории в любительское ралли перекочевали такие соревнования, как мини-ралли (когда небольшой кусок трассы проезжал один член экипажа; пример показан в кинофильме “Гонщики”). Когда получение спортивных разрядов потребовало прохождения определённой дистанции “допов”, программа любительского ралли пополнилась сначала РД (соблюдение средней скорости движения с точностью до секунды), а затем РУ и РГ. Три последних разновидности “допов” сохранили идею соблюдения средней скорости, но повысили точность её соблюдения до секунд. Современные ралли на ретро-автомобилях используют РД, где требуется точность в сотые доли секунды.

Изобретательность организаторов и составителей трасс придавала особенности и колорит любительским ралли. Репутация ряда ралли тех лет сохранилась до сих пор. Много любительских ралли канули в Лету (только в московском регионе это “Смена”, “ВДОАМ”, “Энергия”, “Подлипки”, “Москва”, “Весенние Сокольники”, “Старый Новый год” и ряд объединённых ралли 1 и 3 категории: “Москвич”, “Мороз”, “Мытищи”, “Память”), но кое-где традиции остаются сильными. В частности, в Челябинской области ежегодно проходит старейшее любительское ралли “Патриот”. В городе Снежинске несколько лет проводятся ралли “Подснежник” и “Опёнок” с экипажами взрослый-ребёнок. Их идея была подсказана детскими ралли "Экспансия", которые возникли в Ленинграде усилиями Илоны Накутис и Сергея Павлова в 1991 г. и проходили до 1998 г. Клуб юных автомобилистов Москвы десятки лет проводил автомобильные пробеги детей, но пробеги в современном смысле слова, а не ралли. Принципы любительских ралли привлекли к ним с подачи Сергея Анатольевича Любченко в конце 1980-х водителей-инвалидов на автомобилях с ручным управлением. В 2009 году ралли “Надежда”, организуемое МАКИ (Московским автомобильным клубом инвалидов), будет отмечать 20-летие. Интересно, что в Ленинградской области, где ралли 1 категории были развиты лучше многих регионов, любительское ралли возникло позже, только в 1976 г. А в 2006 году в честь первого “питерского” любительского ралли “Новичок” прошло мемориальное ралли “Старичок”.

С появлением ручных программируемых калькуляторов и переносных компьютеров любительские ралли стали хиреть, особенно там, где невелика сеть дорог и исчезли свободные площадки-стоянки для компактных ДС. Распространение коротковолновой СВ-радиосвязи и, затем, сотовой телефонной связи усугубило плачевное состояние любительских ралли, доминирующим элементом в которых была неожиданность появления новой информации по ходу движения. В настоящее время многие ралли, именуемые по инерции любительскими, проводятся по более примитивным правилам, в них превалируют ДС типа РД и нередко с невыполнимыми скоростями в условиях полуобморочного “траффика”. В результате пропали элементы неожиданности и, фактически, возникла иная разновидность ралли: “клубные ралли”. Попасть сейчас на любительское ралли в его исходном смысле - большая удача.

Автор по забывчивости и неведению наверняка упустил другие замечательные любительские (и не только) ралли. Не судите строго, а пришлите на сайт рассказы о них или ссылки на их сайты. Припомните, насколько получится, имена и фамилии подвижников нашего автоспорта. Было бы дивно окунуться в атмосферу ралли “Медведь”, “Север”, “Кром”, “Гулбис”, “Тур Грузии”, “Технезис”. Пригласите на современные ралли, пока они не стали историей. Только учтите оплошность организаторов ралли “Ялта”, которые из лучших побуждений однажды сменили название уже вошедшего в международный календарь FIA соревнования на “Антика-ралли”. Некоторые гонщики расценили это как ориентацию на старинные и ретро-автомобили.

Откуда же возникло наименование “ралли 3 категории”? Автор заметок имеет к этому непосредственное отношение. В период подготовки крупнейшего (около 12000 км) в мировой истории любительского ралли “Большой приз Сибири” с участием водителей-инвалидов, проходившему в 1996 году по маршруту “Париж-Красноярск”, его понадобилось согласовать с международной автомобильной федерацией (FIA). Ведь трасса проходила по территориям Франции, Бельгии, Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана и России. Переговоры зашли в тупик, поскольку в Париже, где находится штаб-квартира FIA, никак не понимали характера соревнования, а от него зависело в какой раздел международного календаря включается событие. При помощи С.В.Ушакова, ответственного секретаря РАФ, было составлено письмо, в котором мы впервые применили название “ралли 3 категории”, которое проходит как ралли 2 категории с применением нескоростных “специальных участков”, не требующих особых мер безопасности. Сославшись на большой опыт таких ралли в СССР (а РАФ является преемником ФАС СССР), мы получили одобрение FIA. Со следующего года в Ежегоднике РАФ возник термин “ралли 3 категории”, применяющийся до сих пор. Жаль, что хороших составителей любительского ралли, выдающихся творческих креативных личностей всегда было немного, а сейчас их племя на грани вымирания. Сохраняется надежда, что развивающиеся ралли на старинных автомобилях смогут применить принципы любительского ралли, если отбросят чванство и сорвутся с примитивной удочки “проехали - и ладно”. Сейчас принципы любительского ралли используются Владимиром Алексеевичем Мозговым в Белоруссии для соревнований на старинных автомобилях.

Соревнования, называемые “ралли-спринт”, представляют собой один-два коротких “специальных участка”, которые дают больший зрелищный эффект, чем протяжённые ралли, предоставляют возможность тренировки экипажей в реальных условиях “бегущего секундомера” и удачный шанс проверить подготовленный автомобиль. Если употреблять международную терминологию, то ралли-спринт похож на “шейк-даун” с отдельным зачётом. Переходя на кольцевой сленг, назову ралли-спринт “ралли 1 категории супер-лайт”. Бывает, что в ралли-спринте участвует не экипаж, а один гонщик; в этом случае соревнование уподобляется “горной гонке по горизонтали”.

Убеждён, что “клубное ралли” является иным и по характеру, и по подходу, и по принципам и последствиям соревнование, чем любительское ралли. По предыдущей аналогии его можно назвать “ралли 1 категории лайт”. Думаю, что если такая разновидность сохранится, то вскоре получит законную цифру 4, обозначающую отнюдь не качество, а всего лишь исторический этап развития столь универсальной и гибкой дисциплины, как ралли, любимой многими. Самое поразительное, что ни один вид ралли не исчез, хотя круг их распространения меняется. Появление новых видов ралли радует и привлекает. Век ралли прожит не зря.

ККК.


2008-12-26


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ


СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону! ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР): 1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование. 2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты. 3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование. 4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами. 5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.


налог при продаже автомобиля

Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается. Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.


ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.

Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал». Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.


© 2006 М.Г. Горбачев
При копировании или использовании материалов
сайта ссылка на www.drive-class.ru обязательна
адрес редакции
drive-gorbi@yandex.ru
AutoRacer.ru - авто портал Rambler's Top100