СТАТЬИ
"Ответ Константина Крупникова на письмо читателя о торможении и о страховании".
Subject: если не возражаете, такой вопрос!
Михаил Георгиевич, добрый день!
Масса интересного, общетеоретического и прикладного написана о работе всех возможных систем автомобиля, все это очень интересно знать и во всем этом очень хочется разбираться. Но "дорожка" от этих знаний к реальным действиям водителя на дороге, по моему мнению, очень длинна. Поэтому для основной массы водителей более важно узнать о каких-то конкретных упражнениях для самостоятельного выполнения, которые помогут нам приобрести конкретные практические навыки. Не знания, а именно навыки, которые позволяют действовать на дороге не думая.
>
Элементарный пример: в городской езде по пробкам, как правило, не тормозишь, а притормаживаешь. И если вдруг требуется затормозить "в пол", то оказывается, что нога не умеет это делать. Если водитель не тренирует регулярно разгон/торможение, то нет у него этого навыка, даже если когда-то он занимался с инструктором, и все это отрабатывал.
>
Предвижу Ваш ответ - обращайтесь в школу контраварийной подготовки, там всему научат. Вне сомнения! Инструкторы - мой поклон им и благодарность! Но, повторяю, мне нужны упражнения, чтобы делать их самому, как утреннюю гимнастику. С тем же элементарным примером: навык торможения надо регулярно тренировать, это сделать несложно, в том числе и не нарушая ПДД.
>
Конечно, я понимаю коммерческую сторону вопроса. Люди, занимающиеся с начинающими (продолжающими) водителями, этим реально зарабатывают себе на хлеб насущный, и выдавать "цеховые тайны", конечно же, ни к чему. Но есть, вероятно, некоторый минимальный уровень этого "тайного знания":), который можно было бы обнародовать.
>
ККК. Здравствуйте, Андрей Александрович! По договоренности с Михаилом Георгиевичем, мы порознь подготовили свои ответы на Ваш, безусловно, важный вопрос ( ответ Горбачёва будет опубликован несколько позже). Можно посоветовать изучать разнообразную литературу, которая наконец-то начинает появляться, хотя качество её не всегда удачное. В конце моего ответа даны первые упражнения начального этапа обучения уверенному вождению. При взаимном интересе список упражнений будет пополняться, для чего полезно получить новые вопросы. Тем, кто всерьёз обеспокоен проблемой освоения автомобиля, предлагаю сначала обсудить её причины. Вторая половина Вашего вопроса находится далее, а каждый абзац моего ответа начинается с аббревиатуры ККК.
ККК. Почему я стимулировал такой экзотический способ дискуссии? Думаю, что тема, поднятая Вами, Андрей Александрович, интересна не только нам. Кроме того, я уверен, что она недостаточно публично сформулирована и, не исключаю, плохо осознана в нашем государстве. Доказательством служит отечественная многолетняя катастрофическая статистика жертв и аварийности, сопровождаемая её устойчивой положительной динамикой. Особенно неприятно то, что в большинстве развитых стран давно существует обратная динамика при гораздо меньшей доле инцидентов и на душу населения, и на автомобильно-мотоциклетную единицу, и на длину дорог, и на средний годовой пробег. Желательно, чтобы вызванный таким образом публичный “разговор на троих” получил бы практические последствия; пусть в виде пополняемой энциклопедии простых доступных упражнений “на каждый день”, вроде “автомобильной гигиены”. В этой связи было бы интересно пригласить других к корректной дискуссии и, возможно, созданию отдельной Интернет-страницы на тему самосовершенствования водительского умения. Назову тему “сам себе инструктор” или “автоинструктор”.
ККК. Зачем я использовал непривычное выражение “автомобильная гигиена”? Возникновение гигиены как науки о здоровье, зачатки которой относятся к Древней Индии, а современное представление ведёт отсчёт с 1700 года, имело положительное влияние на качество жизни людей. Хотя сами по себе гигиенические правила просты и легко доступны, важно было их сформулировать и широко распространить, в том числе законодательными методами. Широкое восприятие гигиены повлекло за собой также развитие производства гигиенических принадлежностей: мыла, зубного порошка и т.д., т.е. стало шагом прогресса. Ситуация с автомобилизацией в нашей стране напоминает “догигиенический” этап развития человека. Налицо массовое незнание опасностей автомобиля, либо распространение мифов вроде “биотопливо – решение всех проблем”. Распространено множественное неприятие простейших мер предосторожности и доступных средств безопасности. До сих пор отсутствует эффективная система последовательного обучения жизнеобеспечения в автомобильной среде, начиная с дошкольного возраста. Практически нет школ и методик совершенствования водителями знаний и получения новых полезных навыков. Как следствие – невозможность появления устойчивых стереотипов управления автомобилем, особенно в мало-мальски сложных условиях, кроме как на собственных ошибках, причём не всегда с положительным исходом. Неужели наше общество не испытывает нужды в самосохранении перед грозной опасностью автомобиля или не ощущает её?
ККК. Полагаю, что коренная причина в том, что личный автомобиль стал доступным соотечественникам фактически лишь два десятка лет назад, что меньше жизни одного поколения. О высоком уровне автомобилизации царской России можно прочитать в книге Ю.А.Мелентьева “Автомотострасти Российской империи”. Сейчас не будем рассматривать дореволюционную Россию ввиду массового уничтожения следов её автомобильного присутствия событиями 1917 года. Назову три волны автомобилизации в СССР. Первая – начало серийного производства грузовиков и автобусов (рубеж 1920-30-х) и, обратите внимание, разработка критериев пригодности человека к управлению автомобилем. Вторая - налаживание производства легковых машин для продажи в личное пользование (конец 1940-х), а не для редкого награждения выдающихся персон, что началось перед Великой Отечественной войной. Отмечу здесь же короткий период ввоза трофейных иностранных (главным образом, немецких) автомобилей сразу после войны. Третья – начало массового производства (конец 1960-х) легковых автомобилей. Но их цены вплоть до 1990-х соответствовали четвертьвековому среднему заработку, и ассортимент был скуден. Потому автомобиль часто становился не предметом бытового употребления, а семейной реликвией. По указанной причине живуче представление, что покупка автомобиля придаёт статус, а не добавляет ответственности. Заблуждение, что человек со статусом (сиречь с автомобилем) может позволить себе то, что нельзя простым смертным, есть корень многих наших современных проблем. Излишне рассуждать об автомобильном спорте, об автомобильной моде, об автомобильной культуре, об автомобильных традициях, пока нет массового понимания того, что автомобиль был и остаётся довольно рискованным явлением, хотя дающим удобства и комфорт. К аналогичным опасным удобствам отнесу газ и электричество. К счастью, сейчас у нас вряд ли кто-то всерьёз проверяет утечку бытового газа, зажигая спичку в кухне, как не сыщешь умельца, сующего пальцы в розетку для проверки напряжения в сети. Почему? Потому, что твёрдо усвоено, что в первом случае взорвёшься, во втором – обуглишься. А вот насчёт опасностей автомобиля практически нет никакой, пусть навязчивой, но правдивой пропаганды. Сгущаю ли я краски? Отнюдь, сейчас мы в этом убедимся.
ККК. Почему обучение управлению автомобилем непросто? Причин три и они заложены в природе человека. Первая причина - операторный вид деятельности, говоря научным языком. Вторая - слабый инстинкт страха скорости. Третья - отсутствие чутья квадратичной зависимости и, следовательно, неумение оценить тормозной путь. Поясню каждый тезис.
ККК. Первая трудность. Операторным видом деятельности в данном контексте называется управление тяжёлым и большим агрегатом с помощью малых усилий и небольших движений. Попробуйте провести небезопасный опыт, лучше с помощником, сидящим за рулём автомобиля. Покиньте автомобиль, оставив его на нейтральной передаче и не затормозив стояночным тормозом. Потом подтолкните его, чтобы он покатился. Тяжело? А потом попробуйте остановить. Ещё тяжелее? А сделать поворот? Почти невозможно! Теперь вытрите пот и вспомните, что нажимать педали и крутить руль во много раз легче. Вывод: развиваемые механизмом могучие усилия практически не соответствуют слабеньким мышечным воздействиям, приложенным к педалькам и рычажкам. Мозг человека не способен оценить разрушительную силу механизма.
ККК. Вторая трудность. Кинетическая энергия движущегося небольшого автомобиля соответствует потенциальной энергии человека, стоящего на краю очень высокой пропасти. Страх высоты у homo sapiens (и других млекопитающих) выработался за миллионы лет, а страх скорости за век существования автомобиля - пока нет. С помощью школьного курса физики прикиньте, какой скорости движения соответствует падение с высоты многоэтажного дома. Оцените и ужаснитесь массовому невежеству! Каждый может полюбоваться беспечными пешеходами, толпящимися у дороги (иногда с детской коляской перед собой) вплотную к потоку автомобилей. Догадываются ли они о том, что рискуют не меньше, чем стоя на краю крыши десятиэтажного дома? Знают ли водители, несясь с привычной скоростью “всего лишь километров 70-80”, что они при всём желании смогут остановиться не через метр-другой, а лишь через многие десятки метров, даже тормозя “в дым”?
ККК. Третья трудность. Тормозной путь автомобиля, на котором падает скорость движения, пропорционален квадрату скорости; таковы законы материального мира, не изменяемые заклинаниями. То есть при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличивается вчетверо (2х2=4), а при увеличении скорости втрое - в девять раз (3х3=9). Даже, казалось бы, незначительное увеличение скорости в полтора раза (с 40 км/час до 60, либо с 60 км/час до 90) приводит к росту тормозного пути более, чем в два раза (1,5х1,5=2,25). Никакая другая величина в быту человека не растёт столь интенсивно! Увы, но биологическая эволюция не поспевает за техническим прогрессом. Одно время SAAB выдвигал идею градуировать спидометр не в умозрительных километрах в час, а в тормозных метрах. Идея не получила бурной поддержки, тем более, что при изменении скользкости дороги цифры должны изменяться в широком диапазоне. Вы сами можете развить в себе чувство “квадратичной зависимости”, приклеив около цифр спидометра условную шкалу тормозного пути: например, 10 метров у деления 30 км/час, 40 метров у 60 км/час, 90 метров у скорости 90 км/час. Не забудьте, что тормозной путь на влажной дороге примерно вдвое длиннее, чем на сухой, а на голом льду он почти в 20 раз длиннее, чем на шершавом бетоне. Впечатляет?
ККК. Почему, в конце концов, масс-медиа не использовали известную аварию популярного актёра, получившего за рулём множественные травмы, которого в ночи спас его же пассажир, сидевший рядом и пристёгнутый, в отличие от “звёздного” водителя, ремнями безопасности и потому не пострадавший? Ведь у нас так любят брать пример с элиты. Думаю, пока вполне достаточно доказательств отечественной автомобильной неграмотности, “негигиеничности” использования автомобиля. Пора переходить к “ликбезу”, т.е. к ликвидации безграмотности.
ККК. Что касается упражнений, то поначалу меня несколько озадачило предположение Андрея Александровича о “цеховых тайнах” преподавателей вождения. Весьма недальновидно было бы плохо учить, не думая о том, что “двоечник” вскоре окажется на пути горе-педагога. Скорее всего, проблема заключается в том, что настоящее обучение вождению не сводится к “левее-правее” или “нажми-отпусти”, а восходит на уровень социального невербального общения людей, окружённых застеклённой оболочкой кузова автомобиля в условиях ограниченного пространства и, часто, времени. При дефицитах как надёжных методик преподавания, так и общей человеческой культуры (точнее – автомобильной “гигиены”) плодятся неумехи и невежды. К счастью, открытые границы приносят ветры перемен, и приятно видеть водителей, уступающих на повороте пешеходам. Столь же обнадёживает умение корректно преодолевать сужение дороги, проезжая “в шахматном порядке”. Осталось преодолеть прущих по обочинам “внеочередников” да неистово сигналящих хамов... В целом, основное в водительском умении заключено не в секретах и не в таинственных упражнениях (это школьные прописи, да и то не все их преодолели), а в заблаговременной оценке дорожной ситуации и навыке предсказуемого поведения.
ККК. Мой школьный знакомый Володя Коптелов тонко подметил, что водители, применительно к зимней дороге, делятся на четыре категории. Первые умеют управлять и не боятся, вторые – умеют и боятся, третьи – не умеют и боятся, четвёртые – не умеют и не боятся. Стало быть, проблема связана как с обучением двигательным навыкам, так и с личной уверенностью, точнее – с эффективностью применения навыков. Вред излишней самоуверенности очевиден. Как же получить навыки и закрепить их? Снова обратимся к истории. Полвека назад не было ни автошкол для получения любительских “прав” ни, тем более, курсов повышения мастерства. Государственные органы “на профессиональные права” учили, в основном, тому, как ремонтировать технику в полевых условиях, а также умению маневрировать для погрузки-разгрузки. На любительские “права” каждый готовился с помощью знакомых и, чаще всего, на автомобиле тех же самых знакомых. В этом была определённая польза. С одной стороны, ученик верил, что учитель искренне старается его научить, а не отбыть присутственные часы; меркантильные отношения тогда были не приняты. С другой стороны, ученик не стремился пренебрегать занятиями, осознавая, что других способов обучения просто нет. Ведь чтобы начать ездить, нужно иметь автомобиль, свободную территорию и учителя, рассказывающего и (что много важнее!) показывающего. Более того, освоив начальные навыки движения, ученик становится более зависимым от присутствия учителя, поскольку следующий шаг обучения выходит за рамки “включи вторую” и переходит в стадию “вон там вдалеке видно, что вскоре придётся делать выбор между тем-то и тем-то, а сейчас лучше сделать то-то и то-то”. Другими словами, грамотное безопасное вождение автомобиля невозможно без обучения дорожным ситуациям, желательно как можно более разнообразным. А где их взять? При индивидуальном преподавании частично выручали опыт и побасенки учителя.
ККК. С 1970-го года ежегодное производство легковых автомобилей в СССР более, чем удвоилось, соответственно поднялся спрос на водительские удостоверения. Но так же, как тоталитарно назначенная цена автомобилей служила способом связывания товарно необеспеченных денег, была введена система платного обучения водителей в автошколах с одновременным завуалированным препятствованием сдаче экзаменов подготовившимся самостоятельно, т.е. экстерном. Вспоминается анекдотический случай 1973 года, когда мой первый ко-драйвер, Алексей Минаев сдавал “вождение” на Подкопаевском переулке Москвы. Кто не знает - переулок имеет очень крутой уклон от ГАИ вниз к т-образному перекрёстку. Первый раз “экстерник”, безусловно хорошо подготовившийся во время наших тренировок к ралли, спокойно тронулся на раздолбанной милицейской машине, переключился на вторую передачу, спустился к перекрёстку, включил “поворотник”, повернул и был высажен с резюме: “Не сдал! Мало переключаешься”. Через положенную пару-тройку недель он пришёл на пересдачу, где на том же 100-метровом спуске переключился на вторую, на третью, на четвертую, снова на третью, на вторую, на первую передачу и после поворота высажен с резюме “Не сдал! Много переключаешься”. Дальнейший диалог был показателен: “А в прошлый раз сказали, что мало...” - “Тогда сдал”! Увы, с тех пор система автошкол и сдачи-приёма экзаменов не изменилась по сути. Как будто малого ребёнка после обучения алфавиту и таблице умножения сразу ставят на заводе управлять роботизированным координатно-расточным станком и смотрят: многотонная машина распилит его или придавит?
ККК. Вопрос обучения всегда непрост, а потенциально социально опасным действиям во много раз сложнее! Начинать надо с того, что обучение управлению автомобилем детей, взрослых мужчин или женщин нужно вестись тремя разными способами; это основы психики. Отчётливо помню острое чувство “обиды за державу”, когда в конце 1980-х узнал, что в миллионном Стокгольме действует 12 картодромов, на которых проходят обычные уроки физкультуры. Все школьники обучаются управлению простым автомобильчиком-картом (четыре колесика, мотор, сиденье, руль, тормоза). На недоумённый вопрос: “Они все станут гонщиками?” - последовал государственный ответ: “Нет, не станут. Даже не все будут ездить за рулём. Но, научившись понимать поведение автомобиля, они будут безопасно переходить дорогу и сберегут свои жизни и жизни своих детей”. Аналогичный отечественный опыт Клуба юных автомобилистов Москвы, готовящего управлять автомобилем школьников, востребован мало, если вообще широко известен, хотя КЮА функционирует с 1939 года. До сих пор “пропускная способность” КЮА сильно ограничена.
ККК. Отечественное платное и с 1970-х годов фактически обязательное обучение на “права” сначала сопровождалось правильными словами “автодромы”. Гладко было на бумаге... Насколько мне известно, тогда построили лишь один экспериментальный в Челябинске; забавно, что недавно его пропагандировали как новый успех. Но вместо того, чтобы создавать на нём условия для обучения сложным дорожным ситуациям (скользкое и вязкое покрытия, включая разные под левыми и правыми колёсами; внезапное появление пешехода, велосипедиста и препятствия; темнота, туман и ограниченная видимость; разнотипные уклоны; многорядное движение; критическая потеря управления и т.д.), ограничились типовым оборудованием: железнодорожный переезд, рампа, колея, однорядный перекрёсток, площадка с тонюсенькими стойками, безответственно имитирующими парковку, и.т.п. Безусловно, оно полезно, но явно недостаточно. Попытки проводить там автомобильные соревнования хотя бы с целью агитации “за автодром” провалились. Даже бурный автомобильный активист Артур Израилевич Дыскин не смог ничего сделать. Посторонних на автодром не пускали, а посторонними считались все, кто сей момент не обучается в автошколе. Какое уж тут совершенствование? Какого мастерства? Где же выход, в конце концов?
Еще тема: в связи с Вашим проектом Центра контраварийной подготовки. Ведь есть же Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения+" (я, занимаясь автомобильным страхованием, немного в курсе дела). Если там сооружаются детские автогородки, то, может быть, можно и для взрослых что-нибудь сделать. Все, конечно же, знают, как происходит освоение средств ФЦП, но: Вы не контактировали с ответственными чиновниками на предмет Вашего участия в этой ФЦП?
>
Заранее благодарю за Ваш ответ
>
С уважением,
Андрей Маклецов
ККК. Знаете ли Вы, что на заре серийного появления АБС (ABS) - антиблокировочной системы, страховые компании поощряли покупку автомобилей, снабжённых ею, снижая ставку страхования. Тогда сзади таких автомобилей красовалась надпись “ABS”, предупреждая позади едущих о другом поведении при торможении. В результате вырос спрос на автомобили с АБС, казавшейся большинству излишней электронной игрушкой. В самом деле, вначале статистика показала, что автомобили с АБС реже попадают в аварии. Однако через несколько лет статистика аварийности сравнялась: оказалось, что человеческая натура подла, и водители, имеющие АБС, стали больше рисковать, надеясь, что “автоматика вытянет”. Пришлось опять исправлять тарифы. Главное же в том, что массового водителя надо было учить использованию АБС, при которой некоторые старые навыки опасны. Владельцы автомобилей с антиблокировочной системой обязаны намного тщательнее заботиться о применении шин, соответствующих сезону. Приведённый пример показывает, что страховые компании способны динамично поддерживать введение технически прогрессивных решений, но обучение использованию сложной системой нельзя пускать на самотёк.
ККК. К чему я клоню? К тому, что отечественный опыт обязательных автошкол, которому почти 40 лет, доказал их непригодность для формирования безопасных и надёжных навыков вождения. Мировая же практика показывает, что без создания и поддержания широкой сети доступных автодромов невозможно ни обучать, ни обучаться грамотному владению автомобилем. Кто может улучшить ситуацию? Я вижу выход в коммерческой заинтересованности тех, кому выгодно снижение аварийности. Допустим, что страховой бизнес должен ориентироваться и на сохранение здоровья и жизни водителей и пассажиров, и на уменьшение материального вреда, вызванного авариями. В противном случае мы придём к мизантропическому подходу: чем больше вреда, тем лучше бизнес страхования. Взяв гуманистический подход в качестве аксиомы, естественно предположить, что именно со стороны страховых компаний вскоре должен возникнуть сознательный импульс массового строительства отечественных автодромов.
ККК. Интересно, что по выходным на автодромах цивилизованного мира проводятся гонки, а в будни бывают презентации, тесты и стажировки. Однако доминирующим использованием автодромов во всём мире является практически круглосуточное платное обучение водителей, обычно не начального, а “продвинутого” уровня. Каждый водитель имеет возможность на своём автомобиле (либо, при желании арендовав автомобиль и инструктора) преодолеть очередной рубеж на бесконечном пути к мастерству. Водитель понимает, за что он платит деньги: за обучение в безопасных условиях. С другой стороны, дорогое оборудование (настоящий автодром имеет дорогое оборудование) должно работать интенсивно! Автодром “гудит” – значит он эффективен. Наоборот, простои, пустые дорожки влекут убыток. Казалось бы, очевидное преимущество автодромов: и доход, и безопасность, и сохранение населения. Что же происходит на лучшем автодроме России “Высокая гора” под Казанью? Уж никак не круглосуточные курсы повышения водительского мастерства для всех желающих. Вот и происходит последнее обучение в стране на дорогах общего пользования и цена ему не деньги, а жизни. Всё-таки, я надеюсь, что страховой бизнес в целях собственной выгоды создаст доступные автодромы и широко распространит методики обучения грамотных водителей. Это приведёт к долговременному увеличению доходов страховщиков, помимо общей пользы.
ККК. Наконец, кратко опишу семь упражнений, которые рекомендую всем водителям, независимо от пола и стажа, выполнять “как утреннюю гимнастику”.
1. Находясь в автомобиле, всегда хорошо пристёгиваёте ремни безопасности, распрямляя ленту и проверяя её целостность. Потёртости, бахрома и прожжённые отверстия - признак негодности ремня. Даже когда Вы остановились, другие движутся, и попасть в аварию в стоячем автомобиле ничем не лучше. Результат тренировки - Вам должно быть неловко, не по себе, “как будто без штанов” сидеть в автомобиле, если на Вас не застёгнут ремень безопасности.
2. Постоянно совершенствуйте использование зеркал. Особенно удобно и безопасно это делать в беспросветных пробках: пока Вы стоите, озирайтесь и оценивайте расстояния до вокруг стоящих “коллег по несчастью” и сравнивайте картинку, видимую в зеркалах, с реальностью.
3. Уверен, что Вы не смотрите на ступни ног, когда идёте по тропе, обходя лужицы и камушки. По аналогии, научитесь катить “четыре лапы” своего автомобиля там, где пожелаете, причём стремитесь делать это вообще без напряжения: сидя как обычно, не вытягивая шею и не “заглядывая под капот”. Используйте для тренировки (там, где безопасно) продольные и поперечные линии разметки, дорожные швы, небольшие ямки и наплывы на покрытии и т.п. Старайтесь проехать по ним или, наоборот, избежать их касания. Помимо знания, где крадётся каждая “лапа”, у Вас в результате дополнительно возникнет чувство руля, на котором еле заметно отзываются толчки передних колёс, попавших на намеченные Вами “метки”. Оно пригодится позже – для управления на скользком покрытии.
4. Научитесь интервалам времени в 1, 2, 3 и 5 секунд. При движении в напряжённом потоке поддерживайте дистанцию в 1 секунду, т.е. Вы должны проехать ориентир (линию разметки, колодец, поперечный шов и т.п.) через секунду после того, как его проскочит впереди идущая машина: про себя размеренно произносите “двадцать один” - как раз пройдёт одна секунда. Однако помните, что интервал в одну секунду не защищает от цепной аварии, когда несколько движущихся друг за другом автомобилей врезаются из-за аварии первого. Причина понятна - время реакции водителя плюс время переноса ноги плюс время срабатывания тормозов больше одной секунды. Поэтому при движении в свободном потоке целесообразнее и безопаснее поддерживать интервал две секунды (бормочите “двадцать один, двадцать два”). Предусматривайте обстановку так, чтобы включать указатель поворота за 3 секунды, т.е. ровно за 5 миганий до начала манёвра. Этот приём создаст атмосферу предсказуемости вокруг Вас. Когда указатель поворота мигает дольше 5 секунд, т.е. более 7 раз, возникает ощущение того, что водитель-лопух забыл о нём.
5. Привыкните переносить правую ногу с педали акселератора на педаль тормоза, причём умейте делать это двумя способами: либо не нажимая совсем, либо нажимая чуть-чуть, чтобы загорался стоп-сигнал, но не начиналось торможение. Второй способ отпугивает “висящих на бампере” безумцев. Перенос ноги должен применяться не тогда, когда Вы собираетесь тормозить, а всегда, когда Вы не нажимаете на акселератор. Результат: удобное положение правой ноги должно возникнуть не на педали газа, а чуть над педалью тормоза. При экстренной остановке этот приём сэкономит ту самую нужную секунду.
6. Научитесь однократному выверенному манёвру. Сейчас речь идёт о движении рулём и педалью рабочего тормоза. Перемещение этих органов управления в обычных условиях должно быть без рывков, плавное и чёткое. Его надо дозировать так, чтобы не понадобилось исправлять. Например, добейтесь того, чтобы автомобиль после поворота руля шёл строго по выбранной дуге. После нажатия на педаль тормоза автомобиль должен остановиться в заранее выбранном месте, либо снизить скорость до заданной величины. Если пришлось доворачивать или дотормаживать, назовите свои действия серьёзной ошибкой. Считайте простительной ошибкой, если пришлось явно уменьшать поворот руля, или отпускать тормоз, но продолжайте совершенствоваться. Кстати, чтобы остановиться плавно и без кивка, нужно столь точно рассчитать момент и усилие торможения, чтобы после первоначального нажатия до максимально нужной величины сразу же начать медленно отпускать педаль по мере снижения скорости. Ослаблять нажатие надо таким способом, чтобы по достижении нулевой скорости автомобиля педаль тормоза оказалась практически отпущена. Вот какова конечная цель упражнения.
7. Вас не должна ставить в затруднение никакая парковка в ограниченном пространстве: правым боком, левым боком, передом или задом. Мой коллега Юрий Илларионович, имеющий многолетний стаж вождения, претерпел много стыда, когда был вынужден несколько раз сдавать на “права” во Франции, где обязательным элементом умения является быстрая постановка автомобиля на стоянку, чтобы между колесом и бордюром прошла только метла дворника.
ККК. За помощь в подготовке ответа автор благодарит профессионального психолога Ольгу Юрьевну Юсипову.
2008-08-03
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|