СТАТЬИ
МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ НА "ЭХО МОСКВЫ"
Суббота, 26.07.2008
Новые методики
Гости: Михаил Горбачев,
Прохор Доренко
Ведущие: Сергей Бунтман ,
Александр Пикуленко
Передача: Парковка
Новые методики обучения детей вождению автомобиля.
С.БУНТМАН: «Парковка», - открываем! 15 часов, скоро десять минут, девять с небольшим. Александр Пикуленко здесь. Саш, добрый день!
А.ПИКУЛЕНКО: Да, добрый день!
С.БУНТМАН: Сегодня, и не в первый раз, у нас в гостях Михаил Горбачёв – руководитель детской автошколы. Здравствуйте, добрый день. И ученик этой школы - Прохор Доренко. Привет, Прохор!
П.ДОРЕНКО: Здравствуйте.
С.БУНТМАН: Вот, отлично, хорошо!
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, по поводу школы, в общем-то, вы знаете, у нас у кого-то школа, у кого-то академия, не видел ни одного «ПТУ», а у Михаила Горбачёва, я бы назвал это яслями. Ясли водительского мастерства для мальчиков и девочек от двенадцати и младше.
С.БУНТМАН: Ну, сказал бы, как нибудь красиво, знаешь, базовая школа…
М.ГОРБАЧЁВ: Саш, в хорошую сторону у тебя пошёл вектор твоего высказывания, потому, что вообще сначала я думал с двенадцати лет, потом с одиннадцати, потом я стал брать с десяти, потом по знакомству, для журналистов, я сделал скидку. И вот у нас сейчас есть здесь юный водитель Прохор, которому, - сколько лет тебе?
П.ДОРЕНКО: Восемь.
М.ГОРБАЧЁВ: Восемь, вот так вот, уже с восьми.
А.ПИКУЛЕНКО: На картинг, как мы знаем, стараются посадить детей уже с четырёх - пяти, то есть ещё есть резерв по возрасту.
М.ГОРБАЧЁВ: И как одни мой близкий знакомый автогонщик Алексей Григорьев, когда узнал, что я занимаюсь с детьми вождением, он сказал: «Ну, что, угонщиков, видимо, воспитываешь». В принципе, конечно, я понимаю его…
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, человек всю жизнь проработал на «вазовском» автосервисе. Поэтому у него такое отношение.
М.ГОРБАЧЁВ: Нет, ну пусть лучше угонщиком будет и покатается. В крайнем случае, если так сложится, на папиной машине, поставит её целую в гараж и не попадёт ни в аварию, никуда. Я так считаю, что лучше всё-таки уметь, чем делать какие-то эксперименты опасные.
С.БУНТМАН: Прохор, вот скажи, пожалуйста, чему тебя учат? В этом детском саду, ясли ты перерос, ясно, в детском саду водительского «мастерства».
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, что ты обижаешь человека, он и по жизни школьник и здесь школьник, ну, что ты обижаешь-то.
С.БУНТМАН: Расскажи!
П.ДОРЕНКО: Нас учат трогаться с места, ехать по змейке.
С.БУНТМАН: Быстро.
М.ГОРБАЧЁВ: Скажи, пожалуйста, вот инструктор, то есть я, что тебе говорю, когда ты едешь по змейке, вспомни, что я тебе говорю?
П.ДОРЕНКО: Близко подъезжай к конусам.
М.ГОРБАЧЁВ: Я тебе говорю медленно ехать или быстрее?
П.ДОРЕНКО: Быстрее.
С.БУНТМАН: Быстрее.
М.ГОРБАЧЁВ: Вот такая у нас школа.
А.ПИКУЛЕНКО: Быстрее. У них школа быстрой езды. А скажи, пожалуйста, а вот, скажем, конструкцию автомобиля вы изучаете. Ты знаешь, что, где у него находится: руль, запасное колесо? Нет?
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, как блокировка работает, помнишь, я вам рассказывал?
А.ПИКУЛЕНКО: То есть пока ты только освоил ещё…
М.ГОРБАЧЁВ: Дифференциал ещё мы рассматривали с тобой на занятиях, ну не только с тобой, с ребятами.
С.БУНТМАН: Ну, помнит, конечно.
М.ГОРБАЧЁВ: Недостаточная поворачиваемость, - помнишь, что такое?
А.ПИКУЛЕНКО: Я-то вообще считаю, что благое дело делается, почему? Потому, что, ну, опять же, зная Михаила, - он даёт несколько расширенное толкование. То есть это не игрушки, как любая школа, будь это школа для взрослых, школа для детей. Во-первых, у каждого человека есть своё мировоззрение, как это выглядит. Вот у Михаила, там и устройства, и история автомобиля. То есть кроме езды рассказывается история автомобилей. И закладывается уже с малолетства правильное восприятие автомобиля. То есть не просто так: ты сел, поехал. Да, это весело: Прохор сел, поехал вокруг вешечек, тормозим, разгоняемся, руль крутим. Красота! Машина с дугами, со стартовым номером, чувствует себя практически Шумахером. Но сделать ещё этого мало. Вот у Михаила всегда, что мне нравится в этой практике, которую он у себя делает, - это мироощущение автомобиля, которое закладывается в человека.
М.ГОРБАЧЁВ: Саш, я стараюсь рассказывать только об очень интересных вещах, учитывая всё-таки возраст. Не такую вот нудную лекцию: «чем отличается карбюратор от аккумулятора», а, например, такие вещи, которые запомнятся. Например, что у обычного автомобиля, допустим, заднеприводного или переднеприводного, на самом деле одно ведущее колесо, а не два.
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, естественно.
М.ГОРБАЧЁВ: Помнишь, мы это с тобой рассматривали? И почему? Потому, что дифференциал есть, и в повороте только одно колесо толкает машину вперёд, а второе - нет. И, благодаря дифференциалу, машина буксует в грязи, и так далее, и так далее. Оказывается, что даже взрослые не все это знают.
С.БУНТМАН: Александр из Саратова говорит: «Сан Саныч, этого и взрослые водители не знают».
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, вот, очень плохо, что не знают. Почему? Потому, что я прошёл школу с малолетства, в клубе юных автомобилистов. И поэтому для меня это всё вполне понятно. Это так же, вот как я учил таблицу умножения в школе. Так и изучал теорию и практику автомобиля. Прохор, ну это не похоже на школьные уроки?
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, расскажи, как ты там вообще, нравится тебе? Что нравится, что бы ты улучшил? Может, совет какой-нибудь дашь. Ну, давай, рассказывай.
П.ДОРЕНКО: Ну, нравится мне всегда ездить по квадрату, - больше, чем по змейке.
А.ПИКУЛЕНКО: Почему? Быстрее?
П.ДОРЕНКО: Да.
А.ПИКУЛЕНКО: Понятно.
М.ГОРБАЧЁВ: А вторую скорость включаешь?
П.ДОРЕНКО: Да.
А.ПИКУЛЕНКО: А сама машина тебе нравится?
П.ДОРЕНКО: Да.
А.ПИКУЛЕНКО: А ты чувствуешь, что иногда там вдруг педаль у тебя из под ноги куда-нибудь уходит? Без твоего, так сказать, влияния.
П.ДОРЕНКО: Не могу так сказать.
А.ПИКУЛЕНКО: То есть просто, просто машина-то с дублирующими педалями, поэтому, когда Михаилу становится там страшно, он нажимает ту или иную педаль.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, во-первых – это бывает крайне редко, во-вторых, я никогда не помогаю трогаться с места или переключать скорость, никогда! Это - в крайнем случае, когда знаешь, Саш, бывает, когда потеря концентрации небольшая. Я смотрю: так, в общем, ситуация выходит из-под контроля. Конечно, я могу притормозить, конечно, у меня есть дублирующие педали, это ясно. Но вообще я удивляюсь, насколько хорошо дети учатся и насколько они быстро воспринимают? У них такой очень чистый эфир, - они быстро всё понимают. Прохор, например: в восемь лет он ездит на машине совершенно нормально. Его папа пришёл. Сергей Доренко говорит: «Если бы я сам не увидел, я никогда в жизни не поверил, что это возможно».
А.ПИКУЛЕНКО: Да, вот тут спрашивают, нет ли такой школы для взрослых? Для взрослых и так полно школ. Михаилу не интересно заниматься с взрослыми. Ну, зачем? Как правило, приходят люди с большим самомнением, с зашитыми ошибками. Я его понимаю, он прошёл весь этот путь, от гонщика до тренера до занятий с всякими богатыми и бедными. Но вот всё-таки дети - это такой чистый лист!
М.ГОРБАЧЁВ: Ты абсолютно прав. Я наконец-то дошёл, методом проб и ошибок, своим умом, до того, как учить вождению автомобиля, получая при этом колоссальное удовольствие. Потому, что обычно труд инструктора, конечно, это каторга. Стопроцентно!
С.БУНТМАН: Честно говоря, и ученику это всегда передаётся, когда рядом с тобой садится мрачный такой, скучный человек.
М.ГОРБАЧЁВ: А я получаю огромное удовольствие, оттого, что даю уроки вождения детям, объясняю, как правильно держать руль. Концепция у меня очень простая, это так же, как научиться плавать, так же, как научиться ездить на велосипеде. Этого достаточно сделать один раз в жизни и потом закрепляется на всю жизнь, уже в подкорке закладывается программа правильных действий. Ну, если человек, - это можно проверить сто раз, это бесполезно проверять, потому, что это так… Если человек умеет плавать и двадцать лет не плавал, то на двадцать первый год, попав в воду, он поплывёт. Это однозначно.
С.БУНТМАН: Ну, да.
М.ГОРБАЧЁВ: Поэтому, никакой опасности в том нет, в том, что ребёнок в двенадцать лет научится ездить на машине, а до восемнадцати лет, пока ему получать права, он забудет, как он это делал. Это нереально, он ничего не забудет.
А.ПИКУЛЕНКО: Нет, то, что закладывается в нас в детстве: нас учат ездить на коньках, на велосипеде, плавать нас учат в детстве…
С.БУНТМАН: Есть такая поговорка, французы всегда говорят, «Это как велосипед, этого не забудешь».
М.ГОРБАЧЁВ: Я сам придумал поговорку, я всегда говорил, я, в общем, в принципе, не люблю нравоучить, очень не люблю. И мне всегда говорят: «Вот, что ты человеку не скажешь, что он в том-то, в том-то не прав?» Ну, а, что я буду говорить? Бог рассудит, и так далее, и так далее. И я всё время говорил: я не Макаренко и не Сухомлинский, чтобы кого-то учить. А теперь я вдруг понял, что я не только Макаренко и Сухомлинский, но и Пистолоце где-то.
А.ПИКУЛЕНКО: Дело в том, что человек, выросший с автомобилем в обнимку, практически всю жизнь, и человек советской гоночной школы, когда, кроме того, что ты ещё гонщик, ты ещё и сам себе механик, такой кустарь - одиночка с мотором.
И поэтому есть чего рассказать, а потом я считаю, что, пройдя весь этот путь, взрослыми, с написанием книг… У Михаила всё-таки много книг написано, о некоторых новых мы сегодня ещё поговорим. И здесь я вижу, что вот именно, эта квинтэссенция и пришла на… Это же не только обучение, я ещё раз повторяю, что это не только обучение детей, это всё-таки такой построение некого мировоззрения через игру. Для детей, всё-таки, это игра.
С.БУНТМАН: Я бы хотел сейчас вернуться на два шага назад.
М.ГОРБАЧЁВ: Да.
С.БУНТМАН: И ещё раз рассказать… То, что в других передачах рассказывали, что за автомобиль, на каком автомобиле вы учите детей?
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, это моё «ноу-хау», это изюминка всего процесса, потому, что, конечно, если посадить вот Прохора восьмилетнего на любой абсолютно автомобиль, это будет обречено на провал, потому, что он не достанет ни до педалей, руль у него будет… Помнишь, Саш, как раньше управляли водители Волг? Они смотрели на дорогу между рулём и щитком приборов, - оленя направляли туда куда-то… Вот будет, приблизительно, такая же ситуация. Конечно, не достанет ни до педалей, ни до чего! Мы занимаемся на классическом «Mini Cooper», который «Rover», а не «BMW», для тех, кто забыл, потому, что сейчас уже многие забыли, что существовал такой автомобиль.
С.БУНТМАН: Настоящий.
М.ГОРБАЧЁВ: Настоящий. Мини - классический, он очень маленький, конечно. И у него так гениально сконструирован салон, что, может, и взрослый человек сеть и поехать, а может и ребёнок вот такого возраста, и даже восьми-, девяти-, десятилетние, двенадцатилетние дети. Они совершенно достают до педалей, им удобно держаться за руль, и, главное, они видят, куда едут: у них голова выше панели приборов. Оказывается, у них очень хорошая обзорность! И, как показывает практика, - вот сейчас у Прохора спросим.
П.ДОРЕНКО: Ну, бывали и…
М.ГОРБАЧЁВ: Нет, - первый раз. Вот ты сел в машину первый раз в жизни, самый первый раз. Ты вспомнишь? Тебе это запомнилось?
П.ДОРЕНКО: Да.
М.ГОРБАЧЁВ: С какого раза ты тронулся?
П.ДОРЕНКО: Честно говоря, я не помню.
А.ПИКУЛЕНКО: Очень волновался.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну не третьего же раза? Я думаю, что с первого или со второго. Все дети очень быстро понимают, как нужно работать с педалью сцепления, трогаются… Ну, есть, конечно…
П.ДОРЕНКО: Ну, знаю то, что первый раз заглох.
М.ГОРБАЧЁВ: Первый раз заглох, а второй?
П.ДОРЕНКО: По моему, тоже.
М.ГОРБАЧЁВ: А третий?
П.ДОРЕНКО: Поехал.
А.ПИКУЛЕНКО: С третьего поехал.
М.ГОРБАЧЁВ: Вот, что значит честность! Другой сказал бы: «Я с первого раза поехал». Молодец!
С.БУНТМАН: Молодец, молодец!
А.ПИКУЛЕНКО: Прохор, а до этого ты не ездил на автомобиле?
П.ДОРЕНКО: Да, с сестрой.
А.ПИКУЛЕНКО: Справа?
П.ДОРЕНКО: Нет.
М.ГОРБАЧЁВ: Нет, обычно сажают на колени.
П.ДОРЕНКО: Да.
М.ГОРБАЧЁВ: Сажают на колени. И нужно управлять как-то.
А.ПИКУЛЕНКО: То есть у тебя уже был опыт вождения, когда ты пришёл в школу?
П.ДОРЕНКО: Только рулём.
С.БУНТМАН: Только рулём, да, ну, конечно.
М.ГОРБАЧЁВ: И многие поэтому родители говорят, вот у меня мальчик в одиннадцать лет, но он прекрасно умеет машину водить. Но это имеется в виду, что два-три раза он проехал на коленях, держась за руль. А здесь уже полная ответственность, здесь нужно управлять. Скажи, трудно управлять машиной?
П.ДОРЕНКО: Точно не знаю.
А.ПИКУЛЕНКО: Ты весь в процессе. Ты ещё не понял. Ты ещё не можешь всё это переварить, да?
П.ДОРЕНКО: Иногда бывает трудно, иногда нет.
М.ГОРБАЧЁВ: А когда бывает трудно?
П.ДОРЕНКО: Если правильно ехать по змейке, то с первого раза трудно, а потом становится очень легко.
С.БУНТМАН: Правильно. Это как? Это вот близко и быстро, да?
П.ДОРЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Да, как ты говорил.
А.ПИКУЛЕНКО: Прохор, а ты уже папу так учишь, как надо правильно? Ты видишь, что папа делает не правильно: не правильно рулём крутит, не правильно педали нажимает.
С.БУНТМАН: Не настраивай Прохоров.
П.ДОРЕНКО: Я стараюсь не делать ему замечания.
А.ПИКУЛЕНКО: А ошибки уже видишь, да?
М.ГОРБАЧЁВ: Вот он так, вот он так.
А.ПИКУЛЕНКО: А он уже кивает, ошибки у папы он уже замечает.
М.ГОРБАЧЁВ: А ошибки он замечает, он их знает. И потом, как-нибудь, он их расскажет при удобной ситуации. А так просто, что он будет…
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, вот видишь, как. У человека появляется осознание того, что он делает.
С.БУНТМАН: То есть понимает, что происходит.
А.ПИКУЛЕНКО: Причём, я всегда говорю: вот эти вешки, я всегда, когда сам пытаюсь научить… Вот представь: что эта вешка – это бабушка. Каждая сбитая вешка – это перееханная бабушка, да Прохор? Бывает, что бабушки в разные стороны разлетаются кубарем.
П.ДОРЕНКО: Ну, иногда…
С.БУНТМАН: А почему быстро надо ехать? Почему быстро, а не обползать их?
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, дело в том, что, вообще это бич автошкол, когда, на площадке, вот эти все фигуры, которые требуются для сдачи в ГАИ, проделываются на минимальной скорости, пять километров в час, и будущий водитель, он совершенно не приспосабливается. Ведь водить машину – это, значит, совершать адекватные действия, то есть управлять движущимся объектом. Детям это просто потому, что они все умеют хорошо кататься на велосипеде, а вот если бы инструктор спрашивал, взрослого уже человека, который хочет учиться: «А вы на каком движущемся предмете умеете передвигаться?» Если окажется, что человек не катается ни на велосипеде, ни на лыжах, ни на доске, и так далее, и так далее, то есть он не управляет движущимися объектами, то это тяжёлый случай. Это совсем другое обучение должно быть.
С.БУНТМАН: То есть здесь у него первый движущийся объект - это автомобиль.
М.ГОРБАЧЁВ: Конечно. И он на движущемся объекте должен ещё воспринимать другие движущиеся объекты, понимать, с какой скоростью они двигаются, - это другие участники движения, и так далее, и так далее. Это крайне тяжело. А почему мы проходим «змейку» быстро, и почему у нас скоростные упражнения? Потому, что это позволяет начать чувствовать автомобиль. И у нас проводятся соревнования, на которых очень быстро ездят дети. Я, честно говоря, даже сам не ожидал, что они так быстро будут ездить. Это настоящая скоростная «змейка», настоящий авто-слалом. Когда страшный совершенно стоит писк от шин, когда нужно очень быстро крутить руль, и они это понимают, и они это начинают делать. И там идёт борьба просто за секунды, и там очень хорошо видно, кто перекрутил руль и давит на газ в повороте. Писка очень много, а скорости очень мало. Это то, что как раз я объясняю всю физику движения автомобиля, это нужно обязательно знать. И водитель не может правильно действовать в экстремальных, аварийных ситуациях. Если он этого не попробовал, если он этого не понимает. Поэтому это закладывается с детства, не только потихонечку там перебирая, как курица лапой, по площадке проехать, а нужно по-настоящему пронестись. Ты, как, быстро ездишь? Готовишься к соревнованиям? Прохор, ответь нам!
П.ДОРЕНКО: Собираюсь готовиться.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, быстро уже «змейку» ты можешь проехать?
П.ДОРЕНКО: Не знаю.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, старался?
П.ДОРЕНКО: Точно не знаю.
А.ПИКУЛЕНКО: Я ещё раз возвращаюсь: почему «змейка», чтобы было понятно. Что такое змейка? Змейка очень тонко оттачивает: «а» - чувство автомобиля. «В» - углы поворота руля и «с» - практически правильно Михаил говорит, что «змейка» - это имитация поворота, то, что человек делает в повороте. И когда человек на «змейке» научился что-то делать, вот машина пищит, её начинает тащить. Он уже потом никогда не скажет: «Вот, я ехал, ехал, и вдруг меня раз - и развернуло»!
М.ГОРБАЧЁВ: И бросило куда-то, - да, «нечистая сила»!
А.ПИКУЛЕНКО: Потому, что он интуитивно уже будет понимать, что происходит, и для этого, кстати, площадка нужна. Нельзя на медленной скорости, когда сажают и начинается: потише, потише, потише, на медленной скорости, ты ни чего не понимаешь.
М.ГОРБАЧЁВ: Саш, ты правильно сказал, только ты ошибся вот в чём: у нас не ясли - автошкола, как ты сказал в начале?
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, ясли.
М.ГОРБАЧЁВ: У нас гоночные ясли. Потому, что инструктор говорит детям: «Быстрее, быстрее!»
А.ПИКУЛЕНКО: Я бы назвал это «ясли водительского мастерства».
М.ГОРБАЧЁВ: Нажал на газ, - не отпускай, быстро работай рулём, чтобы почувствовать, как идёт машина, как она реагирует. Вот в этом у нас отличие, поэтому, когда проводятся соревнования, как я говорил, очень быстро ездят дети, очень быстро! Ну, естественно, они получают кубки, медали, дипломы. И можно даже получить третий юношеский разряд по автоспорту и несколько принять участие. И, Саш, я помню, ты мне задавал какой-то вопрос, что дальше, научились ездить?
А.ПИКУЛЕНКО: Мы с тобой, когда разговаривали в прошлый раз, я всегда говорил, что, ну да, ну вот прошли они…
С.БУНТМАН: То есть ты сейчас поставил на место детей.
А.ПИКУЛЕНКО: Да. Цикл занятий, вот я весь, я в этом всём живу, но мне восемь лет, и что? Ну, я покатался, я выиграл соревнование. Мне говорит Михаил: «Всё, старичок, ты уже всё знаешь, тебя уже я больше ничему научить не могу, иди гуляй», да?
М.ГОРБАЧЁВ: Нет, Саш. Ну, во-первых, можно приходить и участвовать в соревнованиях раз в месяц, поддерживать форму. Ну, я не могу сейчас потребовать у законодателей пересмотреть сроки сдачи экзаменов, хотя во многих странах с шестнадцати лет, в некоторых штатах в США с шестнадцати лет, я знаю…
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, у нас, на скутере, ты можешь уже с четырнадцати выезжать на дороги общего пользования.
М.ГОРБАЧЁВ: С семнадцати лет, по-моему, хотели сделать в Германии, точно не знаю, сделали, не сделали?
А.ПИКУЛЕНКО: В Америке с шестнадцати.
М.ГОРБАЧЁВ: Во всяком случае, у нас открылся второй поток, скажем так, где на автомобиле «Chevrolet Aveo» можно подготовиться к сдаче экстерном. То есть у нас десять занятий, на которых действительно научат водить машину, это езда по городу. Но для мальчиков и девочек, для юношей и девушек с шестнадцати лет можно выезжать.
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, это уже взрослые люди, да, это уже…
М.ГОРБАЧЁВ: Для остальных можно приходить, участвовать в соревнованиях, это очень интересно, как родители болеют. Многие, кстати, ушлые ребятки и девочки, они говорят родителям: сейчас я поеду, поэтому вы уходите, не смотрите этого.
С.БУНТМАН: Стесняются?
М.ГОРБАЧЁВ: Нет, они не стесняются, это чисто психологический момент, когда хочешь перед кем-то показать, как ты здорово что-то умеешь. То это, как раз может, не получится абсолютно. Вот у меня жена рассказывала: с ней был такой случай, она по фигурным катаниям занималась и была лучшей. И все говорили, что она должна выиграть соревнование. И пришли все родственники, в рядок все сели. И она говорит: я не помню, что со мной случилось, но я не смогла ничего сделать.
С.БУНТМАН: Зажим, стопроцентный зажим, при своих, бывает очень часто! Мы продолжим через пять минут. Программа «Парковка»! И мы будем говорить о школе Михаила Горбачёва.
Вторая половина эфира.
С.БУНТМАН: Мы продолжаем «Парковку». Александр Пикуленко, Сергей Бунтман – ведут. И у нас в гостях Михаил Горбачёв – руководитель детской автошколы и Прохор Доренко – ученик той же школы. Здесь вопрос: кто покупает «мини»? Такое ощущение, что у каждого ученика свой «мини».
А.ПИКУЛЕНКО: Нет, вот я просто хочу сказать: вы знаете, у нас всегда надеются на кого-то, а вот нам государство сделает. По какому пути пошёл Михаил Горбачёв? Он купил это «мини» в Германии, за свои деньги, чтобы кататься самому, ни с кем не делиться. Он просто любит этот автомобиль. Пригнал его сюда, потом ему надоело кататься самому. И он решил, что, вот, я хочу заниматься этим. Он договорился с музеем техники в Ильинском, ему там выделили площадку.
С.БУНТМАН: Большую? Сколько площадка у вас?
А.ПИКУЛЕНКО: Достаточно стоянки автомобиля.
М.ГОРБАЧЁВ: Стоянка только в воскресенье и субботу свободна. В будний день, многие хотят в будний день заниматься – это не возможно, она занята автомобилями.
Но она имеет минимально достаточный размер для таких занятий.
А.ПИКУЛЕНКО: Да, потому, что всё-таки скорость достигает пятидесяти километров в час.
М.ГОРБАЧЁВ: Занимает где-то сто пятьдесят метров, наверно, в длину и метров восемьдесят в ширину.
А.ПИКУЛЕНКО: Да, я просто хочу сказать, что Михаил пошёл сам, договорился о площадке, переоборудовал лично машину под двойное управление. Слава Богу, слесарные навыки у него с детства хорошие, хоть он и закончил очень интеллектуальное высшее учебное заведение. Он всё это сделал сам! И люди, когда к нему пришли, эти люди пришли, да, к нему, и он, понял, что нужно машину заправлять, что нужно машину ремонтировать. Он уже из Германии, практически в мешке, привёз ещё один «мини». Я ему предлагал ещё один пригнать на запчасти потому, что дети рано или поздно, обо что-нибудь прочное его приложат. Вы понимаете, это инициатива конкретного человека, Михаила Горбачёва, который всё это сделал сам. А уже к нему пришли люди потому, что им это интересно.
С.БУНТМАН: Хорошо. Теперь дальше…
М.ГОРБАЧЁВ: Да, вот я, знаете, что хотел ещё? Многие девочки очень хорошо справляются с вождением автомобиля и на соревнованиях у нас. Сначала я делал отдельный зачёт для девочек, которые ездили просто на точность выполнения фигур «змейки». А сейчас я отошёл от дискриминации потому, что многие девочки очень быстро ездят и могут составить отличную конкуренцию мальчикам в прохождении скоростной «змейки», и это очень приятно.
А.ПИКУЛЕНКО: Прохор, девчонки тебя обгоняют?
М.ГОРБАЧЁВ: Могут обогнать, Прохор?
А.ПИКУЛЕНКО: Как же так-то, это же обидно!
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, а, что он должен ответить? У меня к Прохору другой вопрос. Вот я некоторых спрашивают, мальчиков и девочек, а как вот в школе или друзьям они рассказывают? И многие говорят: не рассказываем потому, что не поверят. А ты, как, рассказывал, кому-нибудь?
П.ДОРЕНКО: Рассказывал.
М.ГОРБАЧЁВ: Поверили?
П.ДОРЕНКО: Сначала нет.
М.ГОРБАЧЁВ: А, как ты убедил? Как тебе удалось?
П.ДОРЕНКО: Заснял на телефон.
М.ГОРБАЧЁВ: Вот, вещественное доказательство.
П.ДОРЕНКО: Некоторые поверили на слово.
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, близкие друзья, я так понимаю, которые привыкли.
М.ГОРБАЧЁВ: Очень многие спрашивают: «автоматическая ли коробка?» Потому, что не верят, что дети могут правильно управляться со сцеплением.
С.БУНТМАН: Да, вот это был первый вопрос, но, наверное, всё-таки правильно, я бы сказал, на нормальной.
А.ПИКУЛЕНКО: Причём, вот, по - поводу управления, смотрите, что происходит. На «змейке» ведь человек ни только крутит руль. Перед каждой вешкой надо немножко сбросить газ, потом нажать на газ. То есть «змейка» не проходится просто на постоянном газу, газом всё время человек играет, поднимает ногу, опускает. Потом у него есть разворот, то же самое, там надо к повороту подойти, притормозить, повернуть.
М.ГОРБАЧЁВ: Да, Саш, разница знаешь в чём? В том, что взрослые, когда садятся, ну учиться, водить машину, вот для них, конечно, откровение, что педаль газа такая чувствительная, и они никак не могут к ней привыкнуть многие годы. А дети, они сразу это понимают, и они сразу понимают, что нужно буквально пол - миллиметра еле-еле нажимать, так очень плавно работать и у них быстро перестаёт дёргаться. У тебя Прохор, как было, вспомни?
П.ДОРЕНКО: Сначала дёргалась.
М.ГОРБАЧЁВ: Но ты сразу понял, что педаль газа - это такое чувствительное, прямо нужно нажимать на педаль газа, как будто у тебя между ступнёй…
П.ДОРЕНКО: Вы мне сразу же объяснили то, что нельзя резко отпускать газ.
М.ГОРБАЧЁВ: То есть не только нажимать, но и отпускать.
П.ДОРЕНКО: Но и отпускать!
А.ПИКУЛЕНКО: Вот это очень важно потому, что, как раз когда у нас очень часто вот, то, о чём я говорил: вдруг меня раз - и развернуло. Это очень часто происходит при резком отпускании газа, когда вы разгружаете заднюю ось, возникает тормозной момент резкий. Вот почему я говорю, что это идеология. А ещё хочу такую вот, маленькую вещь, я очень ждал. Например, как известно, Михаил Горбачёв не президент - пишет книги. И книги пишет очень разные: от очень популярных до очень серьёзных. Таких, как управление гоночных автомобилей. Причём, я знаю, что многие действующие гонщики поглядывали в эти книги, находили многое. Но я ждал, например, вот одну, тут он перешёл на такой маленький формат, брошюрочники – гоночные приёмы на каждый день. Сейчас мне посыпется: – да, что там, сейчас дай Прохору такую книжку – он будет носиться, как оглашенный и тренироваться каждый день. Ничего подобного: это для тех, кто желает понять, как управлять автомобилем. Кстати, часть упражнений, да, Михаил, можно выполнять на велосипеде.
М.ГОРБАЧЁВ: Конечно!
А.ПИКУЛЕНКО: Кстати, учтите, у кого…
М.ГОРБАЧЁВ: Есть такая книжка, - Саш, извини, что я тебя перебиваю, - я сам недавно выяснил, сколько книжек у меня вышло. Это книжка –«экстремальный авто-тренинг». В этой книжке около ста двадцати упражнений, которые, выполняя, можно очень хорошо научиться водить машину. Не обязательно ходить на курсы. Просто нужно внимательно изучить многие упражнения, можно даже на велосипеде. Я получил письмо один раз. Вот читатель говорит: «Не могу позволить себе машину, мне ещё только семнадцать лет. Родители, неизвестно, купят, не купят? Но я всё, что в книжке «экстремальное вождение», я, говорит, на велосипеде пробовал и дошёл даже до недостаточной поворачиваемости. Когда переднее колесо скользит и не вписывается в поворот, то есть перемещение веса, всё-всё-всё человек использовал на велосипеде и пришёл к выводу, что он всё это прочувствовал. Это развитие чувства, вот эта вот книжка «Экстремального авто-тренинга» - это сто двадцать упражнений, это развитие чувства автомобиля. Потому, что не почувствовал автомобиль, почему приходят много очень женщин после автошколы, говорят: мы боимся выезжать на улицы – это опасно. И они абсолютно правы – это опасно! Они автомобиль ещё не почувствовали.
А.ПИКУЛЕНКО: Это у тебя есть другая книжка: «Что не расскажет инструктор по вождению».
М.ГОРБАЧЁВ: Это брошюрки, Саш, ты говоришь про брошюрки. А я выяснил, сколько книжек я написал, полноценных. Вот этот «Самоучитель безопасного вождения», «Экстремальное вождение», «Водить автомобиль – это просто», «Экстремальный авто-тренинг», «Безопасное вождение современного автомобиля», «Энциклопедия безопасного вождения в экстремальных условиях». Это две книжки «Самоучитель безопасного вождения», «Экстремальное вождение», ещё сборник есть «Подарок юному Шумахеру», где две книжки тоже из этих. И сейчас с издательством «Эксмо» и издательством «Алди-Принт», во главе с Еленой Авадяевой, мы пришли к выводу, что хорошо бы выпустить вот такие брошюрки, которые перед тобой лежат, маленькие, которые не напрягают.
А.ПИКУЛЕНКО: «Секреты безопасного вождения» - книга, продлевающая жизнь. Прохор, ты в состоянии осилить вот такое? Я понимаю, большую толстую книгу – это тяжело: учебников много в школе. А вот такую ты в состоянии осилить?
П.ДОРЕНКО: Да.
А.ПИКУЛЕНКО: Что не расскажет инструктор, «секреты безопасного вождения» или «гоночные приёмы на каждый день», - вот тебе, что больше всего понравится?
П.ДОРЕНКО: Да все!
А.ПИКУЛЕНКО: А вот гоночные приёмы на каждый день, на велосипеде ты ещё не пробовал?
П.ДОРЕНКО: Нет.
А.ПИКУЛЕНКО: Попробуй «змейку» в квартире. Знаешь, как хорошо оттачивается мастерство? Между буфетом и кухней.
С.БУНТМАН: Здесь спрашивают нас: даёте ли вы основы правил дорожного движения?
М.ГОРБАЧЁВ: Самые основы, самое интересное, что есть в правилах. Саш, как ты думаешь, интересное что-нибудь в правилах есть?
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, естественно, есть, конечно, есть!
М.ГОРБАЧЁВ: Знаешь, что, например, никто из детей не знает? И, видимо, родители такие вещи, конечно, не рассказывали: кто имеет преимущество на неурегулированном перекрёстке, да? Ну, я рисую, конечно, неурегулированный перекресток…
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, да, это наше великое правило – помеха справа, она должна, просто вбита быть.
М.ГОРБАЧЁВ: Конечно, да, это очень легко запомнить, это называется: привило «береги правый борт».
А.ПИКУЛЕНКО: Понятно.
М.ГОРБАЧЁВ: Правый борт надо беречь, где пассажир, а свой можно не беречь, где водитель, и это очень легко запомнить, да? Вот такие вещи, конечно, я рассказываю. Я рассказываю о том, как нужно ходить, например, загородом по дорогам, по посёлкам, или где по шоссе. Мало кто из взрослых знает, что по такому шоссе нужно идти не по правой стороне, а по левой.
С.БУНТМАН: Сколько учат неправильно, Михаил, вы бы знали, сколько неправильно учат и говорят: почему идёшь по левой стороне, детям своим говорят.
А.ПИКУЛЕНКО: Когда были на радио «Арсенал», мы посвящали несколько программ, например, доходили до того даже, как, где находится в повороте, чтобы на тебя точно не наехали. Мы даже разбирали такую ситуацию.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, мы подробно разбирали ситуацию.
А.ПИКУЛЕНКО: Да, причём я говорю, что это не просто такой, знаешь, заучите вот это вот наизусть, как любят у нас преподавать привила. Заучите, вам надо сдать привила. И забыть. Будете ездить не по правилам, а по обстановке. А вот когда такой осмысленный рассказ о том, что происходит с тобой, когда ты попадаешь на дорогу, наверно, может быть в восемь лет. Прохор, что-нибудь забудет. И то наверняка запомнил, что всё-таки переходить дорогу надо на зелёный свет! Даже если папа тебя тащит за две руки насильно.
С.БУНТМАН: Не думаю, что папа тащит.
А.ПИКУЛЕНКО: Не тащит папа?
П.ДОРЕНКО: Нет.
А.ПИКУЛЕНКО: Нет, вот дисциплинированный какой!
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, да, то есть интересные вещи в правилах, которые запомнятся, которые основные, которые нужно знать. Например, ну, такие премудрости, конечно, тоже я стараюсь, чтобы дети запомнили, что водитель должен всё-таки исправлять ошибки других участников движения. Тогда он будет водителем высокого класса, а не ругаться.
А.ПИКУЛЕНКО: К сожалению, в наших автошколах не преподают, что водитель… Это вот Михаил принёс из германской школы обучения. Там может быть правильный ответ тот, когда сдаёшь экзамен, где ты разрядил обстановку, где ты уступил.
С.БУНТМАН: Вот, что означает исправлять чужие ошибки?
М.ГОРБАЧЁВ: Ну, очень просто. Я часто, для меня это совершенно как-то странно выглядит, я иногда довольно часто спорю с кем-то и даже с людьми, которых я считаю там… Ну, это даже авто-журналисты бывают, и так далее, и так далее. Вот типичная ситуация: водитель ехал по дороге, был зелёный сигнал светофора, и на перекрёстке ему с левой стороны врезается в бок машины. Вот девяносто процентов совершенно уверенны, что он абсолютно ни в чём не виноват.
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, да, потому, что я считаю, не всегда человек увидит, проследит. Да просто, сколько было перед поворотом.
М.ГОРБАЧЁВ: В Англии, ну это шутка, конечно, но в ней есть большая доля правда. В Англии есть такое надгробие, на котором написано: «Он воспользовался своим преимуществом». То есть понятно, да? Но, что здесь говорить, естественно, если вы приближаетесь к перекрёстку и вы едите на зелёный свет, и в правилах написано, что вы должны ехать на зелёный свет, и вы уверены, что вы на сто процентов правы и как зашоренная лошадь смотрите только вперёд. То это означает, что вы очень опасный, не надёжный водитель. Если вы подъезжаете к перекрёстку, боковым зрением простреливаете налево, направо, даже когда у вас горит зелёный свет. Главное - дорога! Вот в этом случае вы абсолютно безопасный водитель и вы обязаны исправить ошибку другого водителя, не важно, по какой причине он мчится на красный свет. Ну, может, у него тормоза отказали! Понимаете?
С.БУНТМАН: А может быть, треугольничек был за деревьями.
М.ГОРБАЧЁВ: Одну минуточку, давайте всё-таки мы, конечно, всякое бывает, но у человека инфаркт может быть за рулём, понимаете? Это один случай из тысячи, но один случай из тысячи и все аварии, кстати говоря. Что один случай из тысячи, когда человек, именно в этот момент, у него звонил мобильный телефон, правильно? Это тоже один случай из тысячи, и он врезался на полном ходу, в впереди остановившуюся машину. Это всё один случай из тысячи, поэтому не надо рассматривать, по какой причине машина едет вам наперерез, на красный свет. Главное, что если вы водитель безопасный, вы от неё или увернётесь, или затормозите и что-то сделаете, в общем. Ну или по касательной может удар быть, в общем можно любую аварийную ситуация сгладить как-то. То есть, чтобы последствия были хотя бы не такими тяжёлыми, то есть что-то вы сделали. Или вы тупо вперёд едите, вцепившись в руль потому, что зелёный свет. Вот в правилах написано: «зелёный – я должен ехать». Это очень опасно, примитивно и не профессионально.
С.БУНТМАН: Более, скажем, менее опасна для жизни ситуация, но опасна для времени, для всего, для настроения. Загруженный, перекрёсток наш любимый, в Москве.
А.ПИКУЛЕНКО: Ну, да, куда все дружно выехали.
С.БУНТМАН: Куда все дружно выехали! Давайте всё-таки пускать! Дай проехать, даже если он не правильно встал, потягивался на свой красный свет. Дай ему проехать, дай ему разрядиться, разряди обстановку. Вот это очень правильная вещь.
М.ГОРБАЧЁВ: Вот такие интересные вещи, конечно. Мы с детьми обсуждаем все эти ситуации. Я думаю, в таком возрасте это очень хорошо запоминается.
А.ПИКУЛЕНКО: Опять же вот по поводу этих школ, где учатся, когда мы получаем права. Как учит нас инструктор? Максимум тихо проехать на первой передаче, проползти вокруг вешечек, да?
М.ГОРБАЧЁВ: Да.
А.ПИКУЛЕНКО: То есть не угол и поворот руля, то есть не объясняют. Тем более учат у нас на классике «Жигулей», руль у которых надо крутить с утроенным усилием. А здесь дети сразу получают методику современной езды, когда всё-таки поток разгоняется и тормозит интенсивно, когда динамичное перестроение идёт. И вот у них это заложено, уже опыт работы по несколько другим стереотипам вождения. Они быстрее, они больше успевают увидеть потому, что когда ты с малолетства умудряешься поработать на таких вот сложных условиях, да? Ты просто больше видишь вокруг. И это, конечно, очень хорошо, и очень жаль, что только один Михаил Горбачёв занимается.
С.БУНТМАН: Сколько ребят у вас, сколькие прошли через вас?
А.ПИКУЛЕНКО: Да, сколько уже Миш?
М.ГОРБАЧЁВ: Сейчас я вам скажу. В общей сложности, ну, наверно около пятидесяти.
А.ПИКУЛЕНКО: Около пятидесяти. Существуют ли подобные вообще инициативы и места, где-нибудь? Нас спрашивают очень многие из других городов.
М.ГОРБАЧЁВ: Ну вот, мы точно знаем с Сашей Пикуленко, что такие инициативы были в Советском союзе, в виде Домов пионеров.
А.ПИКУЛЕНКО: Да, я начинал в Первомайском дворце пионером. Например, там был кружок.
С.БУНТМАН: Ну, там выросло вот такое быльё над этим.
А.ПИКУЛЕНКО: Там - да.
С.БУНТМАН: А сейчас есть?
А.ПИКУЛЕНКО: Не знаю. У нас был клуб юных автомобилистов в Люблино. Его выселили сейчас, куда-то там, на помойку. По-моему, там всё развалилось. Поэтому, я, например, то, что я сегодня знаю, да? У Михаила вот такое массовое мероприятие, пожалуй, у Михаила. Кто-то может где-то индивидуально, но чтобы это было оформлено, как школа, именно в такой методике. Я другой просто не знаю. Или это картинг, куда приходят дети з
2008-08-14
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|