СТАТЬИ
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ
Инструктор по вождению автомобиля, сажая новичка за руль, учит его трогаться с места и кое-как тормозить. Остальное умение приложится, - считает он. К сожалению, многие считают, что управлять автомобилем – это вообще очень простое дело: нужно только уметь трогаться. Переключать передачи, поворачивать и тормозить, - это потом, и как все это делать – абсолютно неважно. Ситуация по словам одного из вчерашних учеников, напоминает поспешное обучение летчиков во время войны. Их учили только взлетать и кое как садиться, на большее – просто не было времени. Точно так же в спешке обучают сегодня и водителей. Нечего удивляться, что из всех аварий более пятидесяти процентов приходится на долю водителей-новичков, и более 36 тыс. граждан нашей страны гибнет в год в автокатастрофах. Не секрет, что большинство будущих водителей, а среди них немало женщин, отмучившись на курсах по вождению за тяжелым, неподатливым рулём Жигулей, хотя и получают желанный PERMIS DE CONDUIRE, не спешат садиться за руль. Они не чувствуют уверенности в своих силах и просто боятся выезжать самостоятельно на дороги и улицы. И правильно делают. Книга, которую вы держите в руках – ваш индивидуальный инструктор по вождению, который научит вас всем премудростям управления автомобилем с нуля и до высот владения всеми нюансами высшего водительского мастерства. Внимательно изучите эту главу, и у вас появится реальный шанс стать полноценным и безопасным водителем высокого класса. Это относится в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам. По статистике французских страховых компаний женщины чувствуют себя за рулем гораздо уверенней, чем мужчины. Во всяком случае, общепризнанно, что женщина водит машину безопасней мужчин. Идеальный водитель – замужняя женщина старше 25 лет, мать семейства, имеющая права дольше двух лет. Действительно, женщина за рулем – это здорово. Спросите любого мужчину, и он тут же подтвердит, что женщина-водитель всегда более эффектна и способна произвести намного большее впечатление, чем женщина-пешеход. Я испытал это, когда очутился в первый раз на Западе. Остановившись у светофора, я случайно задрал голову и увидел в кабине грузовика белокурую длинноволосую красавицу. Она легко и изящно опиралась на огромное, толстое рулевое колесо. Я сразу отметил, что чем свободнее и непринуждённее чувствует себя женщина за рулём, тем эффектнее она смотрится и тем больше удовольствия от управления автомобилем получает она сама. Совсем другое дело женщина-новичок, да и если ещё с инструктором по вождению не повезло. По-гусиному вытянув шею и неестественно задрав нос, мёртвой хваткой вцепившись в руль, уставившись остекленелым взором в одну точку прямо перед капотом, ведёт она свой автомобиль, пугаясь всех и каждого. Неприглядная картина. Дорогие дамы! Чувствуйте себя уверенно за рулём, вам Богом дана способность отлично водить машину! Этот факт в начале восьмидесятых блестяще подтвердила непревзойдённая раллистка Мишель мутон, женщина-вулкан, как её окрестили за взрывной характер, мужчины соперники. Она просто громила самых лучших ассов на раллийных трассах чемпионата мира и только стечение обстоятельств не дало ей выиграть чемпионат мира по ралли. Разве это не веский аргумент в пользу женщин? Женщины лучше чувствуют машину, и водить должны лучше мужчин. Вся проблема в том, что мужчины или не умеют, или не хотят правильно научить женщину разбираться в нюансах вождения автомобиля. Надеюсь, восполнить этот пробел и поэтому стараюсь писать простым и понятным языком.
Делайте вид, что вождение доставляет вам огромное удовольствие. Тем более, что это действительно так – подтвердили представительницы слабого пола, недавно освоившие автомобиль. Обратился я к ним с вопросом: « Что самое сложное для вас в управлении машиной, какие трудности и проблемы возникают за рулём?» - « Управлять автомобилем здорово, это доставляет истинное наслаждение, а трудностей, практически никаких, - отвечали почти все одинаково. – Разве что езда задним ходом не получается, это настоящий камень преткновения. Никак не удаётся выяснить, в какую сторону крутить руль?» Ну, это не большая проблема. Скоро вы научитесь это делать верно!
Очень важен ваш психологический настрой. Вам не должно быть страшно, нечего бояться автомобиля. Один мой знакомый – автогонщик - взялся давать уроки вождения своей приятельнице. С первой же минуты он дал ей понять, что в искусстве быть классным водителем, важна каждая мелочь: «Как вы подходите к автомобилю? Почему сгорбились и дрожащей рукой не можете попасть в замок? Ну-ка отойдите и повторите подход еще раз. Поднимите высоко голову, расправьте плечи и улыбайтесь, прямо держите спину, и с достоинством подойдите к машине! Видите? Ключ с первого раза попал туда, куда ему нужно». Безусловно, эта сценка выглядит анекдотично. Но в ней кроется глубокий смысл. Для новичка за рулем очень важно не попадать в ситуации, когда у него что-то не получается, для того, чтобы не выработался комплекс боязни автомобиля. Такой комплекс может в дальнейшем очень сильно осложнить ваши отношения с автомобилем. Известны случаи, когда после окончания автошколы новоиспеченный водитель давал себе клятву никогда больше не садится за руль. Возможно, я несколько утрирую, но, мало кто из инструкторов владеет методикой, исключающей стресс и излишнюю трату нервов. Это – факт. Разве нельзя постигать тонкости вождения с улыбкой, в комфортной атмосфере? К сожалению, обучение в российской автошколе всегда связано с неоправданной нервотрепкой, сильным стрессом и ненужным расшатыванием нервной системы.
Выход из создавшейся ситуации один: приходиться доучиваться дальше, но уже на курсах повышения водительского мастерства, то есть в школе контраварийной подготовки. По сути, приходится ещё раз оплачивать обучение. Стоит это недёшево и это притом, что коллективное обучение в любом случае имеет очень много общего с обычным шоу. Во многих школах принята такая практика – инструктор находится вне автомобиля и подаёт советы по рации. Считается, что в гордом одиночестве ученик за рулём будет более раскован, чем под надзором инструктора, сидящего рядом. Спросите руководителя любой серьёзной школы повышения водительского мастерства, и он подтвердит, что настоящий толк будет только от индивидуальных занятий, когда инструктор сидит рядом и даёт советы водителю в режиме «он лайн». Обучение идёт быстрее и эффективнее. Наилучший способ для водителя с «правами» в кармане, но без малейшей уверенности в том, что он умеет водить машину внимательно прочесть не только эту главу, но и всю книгу и начать разбираться в нюансах. Лучше всего подыскать среди родственников и знакомых бывалого автомобилиста и позаниматься на площадке троганием с места и маневрированием в его присутствии. Затем, в воскресный день рано утром, когда движение на улицах минимальное, самостоятельно выехать на улицы населённого пункта, в котором вы проживаете.
ЗАВОДИМ ДВИГАТЕЛЬ
Если инструктор автошколы когда-то показал вам, как заводить мотор, и вы это ещё помните - уже хорошо. Понятно, что при первой самостоятельной попытке вы не почувствует, повернув ключ зажигания, когда мотор заработал, и будет держать ключ повернутым дальше. Мерзкий шум включенного стартера, вращающегося на пару с работающим двигателем, будет сильно резать ухо любому водителю, если он находится по близости. А если подсказать некому, новичок наверняка не обратит на него никакого внимания. Такой эксперимент может вывести из строя стартёр и пагубно отразиться на зубчатом венчике маховика, что сулит дорогостоящий ремонт. Запомните: ключ имеет несколько положений ( вращать его следует по часовой стрелке), а последнее, когда он несколько сопротивляется повороту, как раз включает стартер. «Повернул – сразу отпусти!» – вот что должен знать начинающий водитель. Вот что главное в этой процедуре, с которой начинается каждая поездка. Спокойствие и еще раз спокойствие! Не беда если с первого раза мотор не завелся. Заведётся со второй попытки. Всё равно это лучше, чем насиловать стартёр, заставляя его вращаться с работающим двигателем. А если ключ упрямо не хочет поворачиваться? Сколько стресса испытали новички по этой причине! А дело и выведенного яйца не стоит. Дело в том, что штатный противоугонный штырь ( это заводская защита каждой машины сходящей с конвейера), запирает вал рулевой колонки и первое движение ключом освобождает этот штырь втягивая его в корпус замка. Если это самое движение выполнить не удаётся, значит, рулевой вал находится под напряжением повернутых колёс и защемляет штырь замка. Достаточно просто покачать за баранку туда сюда и ключ легко повернётся. Запомните, ключ от автомобиля, святой предмет для автомобилиста. Прежде чем выйти из машины, выньте его из замка зажигания. Оставлять его в замке недопустимо, даже если вы остановились буквально на секунду, чтобы что-то взять из багажника. Автомобиль может уехать без вас, причём это правило: всегда вынимать ключ особенно актуально на автозаправочных станциях. Если вы пошли платить за топливо оставив ключ в замке зажигания, знайте, что идеальная ситуация для угона вашей машины создана вашими руками. Правда, на многих автомобилях ключ зажигания открывает лючок или пробку бензобака и вы просто обязаны взять его с собой, чтобы открыть доступ к заливной горловине. Внимательно относитесь к ключу от вашей машины и в супермаркете, спрятав его во внутренний карман на молнии. Женщины, конечно, кладут его в дамскую сумочку, но в этом случае её нельзя выпускать из рук. Поверьте, проследить за вами от запаркованной машины и похитить ключ, пока вы отвлечены покупками для криминальных профессионалов дело пары пустяков. Запаркованной вами машины, выйдя из магазина с покупками, вы не найдёте.
На современных автомобилях нет «подсоса» и процедура пуска двигателя - облегчается. Повернули ключ, и мотор послушно завёлся в любое время года, даже когда на улице мороз. Раньше в зимнее время предыдущим поколениям водителей приходилось умело ловить единственно верное ( определяемое опытным путём) положение рычажка заслонки подсоса правой рукой, а левой поворачивать ключ зажигания, надавливая при этом строго дозировано на педаль газа правым ботинком или валенком. Малейший «перелив» топлива и выворачивания свечей для их прочистки и разогрева не избежать. Потом следовала процедура прогрева двигателя с постепенным утапливанием рычажка «подсоса» для снижения оборотов двигателя. Ничего подобного водители современных машин не знают. Они могут отправляться в путь, как только мотор заработал. И это абсолютно правильно. Мало того, во многих странах работа двигателя на холостых оборотах в населённых пунктах в целях защиты окружающей среды запрещена. За несоблюдение данного правила полагается солидный штраф. Сомневающимся напомню, что специалисты давно рекомендуют сразу трогаться на машине, не прогревая двигатель, так как моторные и трансмиссионные масла позволяют делать это без ущерба для агрегатов автомобиля. Кроме того, двигатель, работающий под нагрузкой, нагреется в несколько раз быстрее, чем «молотя» на холостых оборотах. А значит и повышенный износ деталей двигателя, неизбежно сопутствующий работе на холодном масле будет минимальным. В сильный мороз, конечно, не стоит сразу пускать своего неразогретого стального коня в галоп. Разумно начать поездку с неспешного движения на первой передаче на дистанцию в два-три километра.
ТРОГАЕМСЯ С МЕСТА
Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать некое «схватывание» и тут же плавно прибавлять газ. Выполнить два синхронных действия ногами начинающему водителю обычно крайне сложно, тем более, что сильно мешает дрожь в коленках. Нужно ли вообще ловить этот пресловутый момент? Действительно ли дерганье при трогании с места и упорно глохнущий двигатель - непременные спутники начинающего водителя? Попробуем по-другому. Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто бросить педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин, - так стартуют на гонках. Попробуем мы что-то подобное, но в более щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до полутора-двух тысяч в минуту. Если автомобиль оборудован тахометром, научится держать такие обороты не проблема. На это, правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку двигателя на слух. Это несколько сложнее и времени на то, чтобы освоить филигранную работу педалью газа потребуется больше. Упражнение в любом случае очень полезное. Ученик начинает привыкать к педали газа, а, главное, он начинает понимать, что педаль газа очень чувствительная, и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того, что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках учатся. Как только ваш ученик научился держать постоянный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепления. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложенный прием, то поголовно все из этого числа с первого раза плавно без рывков смогут стронуть автомобиль с места. Спросите у любого водителя с большим стажем, как он трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю педаль сцепления, в то же время увеличиваю обороты двигателя». Водитель со стажем лукавит. Но на самом деле, трогаясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать свой доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если бы он потрудился это сделать, то с удивлением обнаружил бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до полутора-двух тысяч оборотов, не пользуясь при этом тахометром и не слушая двигателя ( при его автоматизме выполнения заученных действий в этом нет необходимости ), и тут же плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя движениями нет паузы даже в секунду, что подтверждает, что никакого момента, когда сцепление начинает «брать» профессионал не ловит. Оптимальный вариант получается у него чисто автоматически. Профессионал трогается с места абсолютно так же, как и я советую трогаться вам.
Еще одни камень преткновения для новичков – это трогание на автомобиле, стоящем на подъеме. Трогайтесь с ручника, подложив сначала для верности кирпич под колесо – и вы научитесь трогаться на подъеме! Вам поможет камень (или кирпич), вернее, пропадет страх, что автомобиль покатится назад, и все станет получаться. Трогайтесь с места с постоянным газом, о чем говорилось выше. Сцепление надо отпускать плавно, и в тот момент, когда оно начнет «схватывать» (это будет ощущаться по снижению оборотов двигателя) надо быстрым движением отпустить ручной тормоз, не теряя времени, несколько прибавить «газ», ведь автомобиль стоит на подъеме и нужно заставить двигатель отдать больше мощности.
МАНЕВРИРОВАНИЕ
Теперь о маневрировании. Необходимость заезжать на стоянку и парковаться вызывают у начинающего водителя большую головную боль. Можно даже испытать и глубокий стресс, особенно если приходится осваивать «механику». Одна из причин в том, что маневрирование должно происходить на скорости, значительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа. Давайте научимся «играть» педалью сцепления, что необходимо в таких ситуациях. Как только вы тронулись с места, освоив прием, описанный выше, тотчас же уберите ногу с педали газа и плавно выжмите педаль сцепления. Автомобиль начнет плавно останавливаться. «Не дай ему остановиться» - должен произнести про себя водитель в этот момент и снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обязательно – ведь автомобиль пусть медленно, но катится и для того, чтобы поддержать это качение, мощности двигателя на холостых оборотах будет достаточно. Вы должны почувствовать игрой сцепления, что можете вести автомобиль медленнее, чем он едет на первой передаче. Научится этому необходимо, для того, чтобы перейти к выполнению маневров – поворотов и разворотов на ограниченном пространстве. Приём перестановки, который мы рассмотрим ниже, трогание с места и езда со скоростью, медленнее, чем на первой передаче – три кита, без которых невозможно освоить управление автомобилем. Само собой разумеется, наличие автоматической коробки передач значительно облегчает обучение. Чтобы плавно остановиться, надо сначала выжать сцепление, потом, притормаживая нажатием на педаль тормоза, остановить автомобиль. Здесь кроется один важный момент. Дело в том, что при движении на второй и на третьей скорости, что является следующим этапом обучения, алгоритм действий прямо противоположный, - ученик должен сначала нажимать на тормозную педаль, и только когда автомобиль значительно снизит скорость – выжимать сцепление, чтобы при полной остановке не заглох двигатель. Автогонщики уже давно знали, что при экстренном торможении выжимать педаль сцепления – грубая ошибка. Сначала сцепление, потом тормоз – только для очень маленькой скорости, а во всех остальных случаях надо действовать наоборот: сначала тормоз, а потом сцепление. Инструктора старой школы не придавали этому никакого значения. И водительские удостоверения получали те, кто был уверен, что даже в аварийной ситуации при торможении надо сначала выжать сцепление. Специалисты считали, что выжимая сцепление при экстренном торможении, вы теряете время и резко снижаете сцепление колес с дорогой, делая автомобиль практически неуправляемым. При резком нажатии на тормоз, если ведущие колёса отключены от двигателя, они моментально блокируются в «юз» и контролировать поведение машины на дороге становится практически невозможным. Всё это было абсолютно справедливым, пока на автомобильной сцене не появилась АБС. Специалисты выяснили, что сцепление выжимать при экстренном торможении не только можно, но и должно. Подробнее об этом в главе «Тормозя-тормози». Очень важно сразу договориться о взаимопонимании между учеником и наставником, если он находится в машине, оценивающим ситуацию, безусловно, лучше и видящим больше. Например, на его возглас «Тормози!», надо плавно, заботясь о том, чтобы двигатель у остановившегося автомобиля не заглох, вовремя выжимая для этого педаль сцепления остановиться. Возгласом: «Стоп!» инструктор приказывает остановиться, используя экстренное торможение. И ученик просто как можно быстрее нажимает на тормоз, забыв про педаль сцепления.
Главные проблемы маневрирования возникают при движении задним ходом, а также в ограниченном пространстве, где очень сильно «мешает» увод кузова автомобиля в сторону при сильно вывернутых колесах. Для того, чтобы не помять боковины автомобиля касанием о препятствия, необходимо почувствовать это боковое движение, увод корпуса автомобиля в сторону при повороте. Перед поворотом налево, для того, чтобы не задеть препятствие левыми дверьми, надо обязательно сначала сделать так называемый заход направо. Сначала это кажется странным, но постепенно привыкаешь, поверьте. В ситуации, которая показана на рисунке, водитель столкнулся с, казалось бы, неразрешимой проблемой при выезде из гаража. Он делал все правильно, но автомобиль не вписывается в свободное пространство из-за препятствия, оказавшегося на его пути. Вот бы переставить машину на буквально метр левее, и тогда бы все получилось. Сделать это очень просто, если при движении вперед вывернуть колеса сначала до упора влево, а потом до упора вправо, выровнять их, и снова подать назад. Автомобиль переставится как раз на тот метр, который позволит закончить маневр. Прежде чем учиться правильно парковаться, необходимо обязательно освоить прием перестановки. Это избавит вас от многих стрессовых ситуаций. Вот одна из них. Вы хотели развернуться, но ширины дороги не хватило. Понятно, что надо сдать назад, и вы делаете именно это. Ваша ошибка в том, что вы не меняли угол поворота руля, и машина поехала назад по тем же следам. Попробовали вперёд и опять не вписались. Движение вперёд назад по одной и той же дуге ничего не даёт. Мучение! Вовсе нет, если делать всё правильно. Вот как надо. Допустим, вы разворачивались влево. Как только подъехали к препятствию, остановитесь и поверните руль до упора вправо. Теперь назад, причём достаточно проехать буквально метр. Остановитесь и выверните руль до упора вправо. Вот как просто! Обратите внимание, как легко крутить руль на месте. Это ещё одно преимущество современных автомобилей, рулевое управление, которых оснащено сервоусилителем. Крутить руль влево или вправо по ситуации необходимо обязательно до упора. Таким образом, вы максимально увеличите маневренность вашей машины, и вам потребуется минимальное место для совершения манёвра.
Для того, чтобы освоить маневрирование, можно сначала позаниматься дома без автомобиля. Я не шучу. Возьмите для этого детскую модельку автомобиля. У модели должны поворачиваться колеса и руль так же, как и у настоящего автомобиля (лучше, чтобы это был кабриолет – на нем проще крутить руль – не мешает крыша). Постройте из книг гараж, узкий двор и заезжайте в него передом, сдавайте туда задним ходом, не боясь сделать ошибки, - ведь это всего-навсего игрушка! Мысленно представьте себя за рулем настоящего автомобиля. Итак, начали: при езде задним ходом крутим руль направо – поворачиваем направо, а не налево. Но если развернуться вполоборота назад, а именно так и надо сдавать задом, то получится налево. Сразу все проясняется. Если у вас есть хоть немного пространственного воображения, такая игра в «машинки» поможет освоить маневрирование.
На площадке, чтобы быстро и грамотно почувствовать габариты вашей машины не обойтись без ограничителя габаритов. Его роль может выполнить палка высотой не менее полутора метров на подставке. Установив ее на площадке (где нет автомобильного движения), подъезжайте к ней на маленькой скорости так, чтобы она приходилась вам где-то по центру автомобиля. Подъехав как можно ближе, попробуйте объехать палку, чтобы она осталась сбоку. Постепенно, в следующих попытках, постарайтесь подобраться ближе к палке до того момента, пока вы ее не коснетесь. Теперь вы точно знаете, где у вашего автомобиля проходит передняя часть крыла и бампера. Проделывая это упражнение, ни в коем случае не отрывайте лопатки от сидения и не вытягивайте по-гусиному шею. Оставайтесь в удобной позе – только так вы научитесь правильно чувствовать габариты автомобиля. Затем приближайтесь к палке задним ходом, чтобы понять, где у вас заканчивается автомобиль, вернее, его задний бампер. Без чувства габаритов маневрировать и парковаться научиться невозможно. Сделайте ворота (для этого понадобится еще одна палка), которые всего несколькими сантиметрами шире автомобиля и старайтесь точно попадать в них. Нарисуйте мелом на асфальте линию, длинной не менее 20 метров ( можно использовать и подходящую линию разметки). Попробуйте ехать так, чтобы правое колесо автомобиля шло точно по этой линии. Погрешность в начале будет очень велика, чтобы подкорректировать положение автомобиля, вам придется несколько раз выходить и смотреть, где в действительности находятся правые колеса вашей машины. Как только удастся установить автомобиль правыми колесами на линию, вообразите пунктир, проходящий от ваших глаз до линии на асфальте, через какой-то ориентир. Скорее всего, он будет где-то на дворниках. Так или иначе, запомните этот ориентир. Используя этот воображаемый пунктир, вы можете спокойно вести автомобиль правыми колесами по нарисованной линии. То же самое нужно проделать и с левой стороной, но это значительно проще. В дальнейшем это упражнение вам очень пригодится, - вы всегда будете знать, на каком расстоянии от края проезжей части вы ведёте свой автомобиль. Вы не будете больше ударяться колесом о бордюр при подъезде к нему для остановки. Интересно, что с опытом, вы постепенно забудете про свой «прицел» и начнёте останавливаться у тротуара чисто интуитивно на оптимальном расстоянии ( 30 см). Выработанное таким образом «чувство колеи» очень пригодится при объезде ям, которыми так изобилуют российские дороги. Само собой разумеется, что никакой ориентир на капоте или на дворниках вам уже не понадобится. А вот смотреть на яму, когда вы хотите её объехать, будет ошибкой. В этом случае надо смотреть туда, куда вы поведёте машину, чтобы объехать яму. Вспомним, что водитель всегда следует за своим взглядом.
7.4 ЗАЕЗД НА СТОЯНКУ ЗАДНИМ ХОДОМ Парковаться задним ходом очень удобно. Именно так заезжают на освободившееся место вдоль тротуара водители во всех странах мира. Машина так устроена, что при движении назад она более маневрена и может повернуть на больший угол, а главное, не мешает этот пресловутый увод корпуса в сторону при полностью вывернутых колёсах. Понятно, что первое время все начинающие водители и особенно женщины испытывают настоящий стресс, если надо куда-то целиться задним ходом. Невольно хочется избежать этого манёвра всеми правдами и неправдами и просто въехать между машин на свободное место передом, а выехать с грехом пополам задним ходом, как получится. Одна моя знакомая говорила: «езжу давно, но парковаться не умею и никогда не научусь!» Ошибочное мнение. На самом деле парковаться – увлекательное занятие, особенно когда всё получается. Для этого надо всё делать грамотно, и всего то! Внимательно изучите мои рекомендации, и у вас всё получится.
Итак, заезжаем на стоянку, расположенную вдоль тротуара, задним ходом. Очень важно остановить машину так, чтобы выбрать удачную позицию для захода. Включите мигалку! Водитель, следующий сзади, получив сигнал о том, что вы желаете парковаться и ищете свободное место, скорее всего, объедет вашу машину. Желательно, как только переднее крыло вашей машины поравнялось со свободным местом, тут же энергичным движением руля сделать так называемый заход: описать небольшой полукруг в свободное место, туда, где вы намерены запарковаться. Что это даёт? Во-первых, вы чётко обозначаете водителю сзади своё твёрдое намерение парковаться именно здесь и он, скорее всего, всё таки, остановится, чтобы предоставить вам место для совершения манёвра, а не будет буквально подпирать вас в задний бампер. Во-вторых, вы поставите свой автомобиль несколько под углом, что облегчит прицеливание на свободное место. Мы договорились, что вы сначала тренируетесь на площадке, где вашу парковку обозначают безобидные предметы – вешки, конуса, стойки. Две палки высотой немногим более метра необходимы – они показывают углы воображаемых автомобилей, стоящих спереди и сзади. Теперь – внимание! Развернитесь вполоборота назад, положив правую руку на спинку пассажирского сидения. Включайте заднюю передачу, и смело въезжайте на парковку. Ваша задача – не упереться задним колесом в бордюр тротуара, а правым передним крылом не задеть переднюю машину. Если расстояние до тротуара оказалось слишком большим, лучше всего повторить попытку, хотя есть и другой способ. Для того, чтобы исправить эту ошибку надо переставить задние колёса в сторону, то есть вправо. А мы рассматривали такой манёвр при выезде из гаража. Итак, ещё раз, что сделать, чтобы переставить буквально на метр задние колёса вправо, если спереди и сзади ограниченное пространство? Подаём сколько можно назад и выворачиваем передние колёса до упора вправо. Всё очень просто, если мы хотим переставить задние колёса вправо, то и начало манёвра начинаем с поворота руля вправо. Очень важно при таком маневрировании, крутить руль до упора. У нас катастрофически мало места для манёвра и если расходовать его непродуктивно, мы не справимся с задачей. Проезжаем половину расстояния, отпущенного нам до заднего бампера передней машины, останавливаемся и поворачиваем руль до упора влево. Теперь немного вперёд и снова стоп! Ставим колёса прямо и едем назад. Задние колёса, действительно сместились вправо. Если выехать со стоянки вам не удаётся, - вас припёрли, и место очень мало, выехать поможет этот же приём. Только переставлять машину вам надо будет уже влево. Значит первый поворот руля – влево до упора, половина пути вперёд, поворот вправо до упора, вперёд. Руль прямо и назад.
При маневрировании очень важно овладеть этим приёмом – уметь переставлять задние колёса влево и вправо. Если при этом ещё и не забывать об уводе кузова автомобиля в сторону при полностью вывернутых колёсах – считайте, что парковку вы освоили! Заезд на стоянку задним ходом, параллельно стоящим машинам происходит точно так же: сначала занимаем выгодную стартовую позицию. Затем подаём задним ходом, стараясь точно попасть между машин. Если совершаем ошибку, исправляем её, переставляя задние колёса влево вправо.
В крупных городах с парковкой в центральной части возникают большие проблемы. Любой супермаркет или просто крупный магазин в западной Европе обязательно имеет многоэтажную надземную или подземную парковку. Иначе попасть туда на автомобиле просто невозможно. Оставишь на одной из них свою машину, и весь центр города – твой! Для женщин за рулём выделены специальные удобные места, занять такое мужчине – страшный позор! Отсутствие свободных мест на парковке – настоящий бич крупных городов. «Не езди в Париж на машине. Там невозможно ездить!» - говорили мне знакомые. Ездить, оказалось можно, но запарковаться – без шансов! Поиск места у дома в течение часа вечером после работы – обычное дело. Нередко его удаётся отыскать только в другом квартале, и на том спасибо! Вот где экономят каждый квадратный миллиметр. Машины стоят ровно, как по линейке, буквально бампер в бампер. Никому не придёт даже в голову занять одной машиной два места. Мои знакомые парижанки, бывшие москвички, рассказывали, что могут запарковаться или выехать с парковки у тротуара, если спереди и сзади есть хотя бы по три свободных сантиметра. Сначала я не поверил, но нужда заставила самого попробовать – научился. Главное, поворачивать колёса в определённой последовательности от упора до упора, а мы с вами это уже проходили.
Кровь холодеет в жилах, когда наблюдаешь рискованные выезды на тротуары лихих водителей, объезжающих подобным, весьма опасным образом пробки. Понятно, что движение по тротуару является грубейшим нарушением правил. Но, не менее отвратительно выглядят и автомобили, запаркованные на тротуарах. Известен случай, как один молодой немец по имени Юрген ( его фотография обошла в своё время обошла все журналы и газеты) сражался с такими своеобразным методом. Он разбегался, прыгал на капот, потом делал гигантский шаг на крышу и спускался оттуда, смело наступая на крышку багажника. Владельцы изуродованных автомобилей подавали на него в суд, но тот всегда оправдывал смельчака. «Я просто шёл по тротуару и не заметил автомобиль, ведь его там просто не должно было быть!» - объяснял он свои неординарные поступки и был абсолютно прав.
ПЕРВЫЕ ВЫЕЗДЫ НА ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ
Выезжая на городские улицы, начинающий водитель как бы закладывает себе в мозг программу действий в тех или иных ситуациях. Это его основная задача. Обдумывать каждое действие, достаточно времени поверьте, не будет никогда. Действовать придётся на подсознательном уровне, то есть ваши руки и ноги должны управлять автомобилем быстрее, чем вы об этом успели подумать. Именно этим и отличается профессиональный спортсмен от любителя. Возьмём для примера теннис. Любитель старается обдумать каждое своё действие: как поставить ракетку, смотреть обязательно на мяч, сделать шаг вперёд этой ногой и так далее. Профессионал во время матча не думает о том, как ударить и куда ударить. На то чтобы подумать времени нет, да и процесс это длительный. Всё это происходит на подсознательном уровне, то есть мышцы спортсмена получают команды на уровне рефлексов, обходя мозг человека, как ненужное звено в цепочке принятия решений. Всё происходит как бы автоматически. Точно так же должен действовать водитель в плотном потоке транспорта на улицах города. На обдумывание ситуаций, просто нет времени. Да и эмоциональное напряжение вместе с физической нагрузкой в плотном потоке современных автомобилей становится всё ближе к занятию одним из видов спорта. Управлять современными машинами стало проще, но скорости и плотность потока возросли. Понятно, что главная задача в современных условиях, заложить в ментальный компьютер водителя правильные программы, которые в конкретных ситуациях приведут к выполнению верных действий на подсознательном уровне.
Начнём с того куда смотреть. Об этом уже говорилось в главе, объясняющей приёмы грамотного руления, но направление взгляда настолько важно для начинающего водителя, что нелишне вспомнить основное правило вождения, которое гласит, что машина идёт за взглядом водителя. Однажды я наблюдал как две девушки, только получившие права выбирали автомобиль. Они по очереди садились за руль, смешно по-гусиному тянули шею, в надежде увидеть капот, и разочарованные покидали автомобиль. «Капота совсем не видно, как мы будем ездить?» - сокрушались они. Действительно, раньше наши деды и прадеды вели автомобиль, смотря в щель между ободом рулевого колеса и козырьком спидометра, прицеливаясь фигуркой оленя на дорогу перед своей Волгой. Это вчерашний день! Так не правильно! Видеть капот своего собственного водителю автомобиля совершенно не обязательно. Не надо глядеть прямо перед ним, стараясь нацелить его по центру дороги или между машинами. Ваш автомобиль ведёт вперёд ваш скользящий взгляд. Или лучше так: ваши руки автоматически, на подсознательном уровне поворачивают руль в нужном месте и на нужный угол так, чтобы машина следовала за вашим взглядом. Научиться водить машину, значит научиться правильно вести свой взгляд, то есть глядеть туда, куда вы хотите ехать. Всё остальное - детали. Правда, немаловажные. Рано или поздно вы ими овладеете. А вот если ваш взгляд не будете руководить руками, водитель из вас выйдет никудышный.
Психическое состояние особенно важно в тот момент, когда вчерашний ученик с водительским удостоверением в кармане делает первые самостоятельные выезды. Подавляющее большинство острых моментов не возникают ниоткуда, неумелый водитель провоцирует их сам. Надо сразу же приучить себя, их не делать, то есть не ставить себя в опасную ситуацию. Например, вы всё-таки решились выехать с охраняемой стоянки, где держите свою новенькую ласточку в свою самостоятельную поездку по городу. И чуть не наехали на пешеходов. Вы были так сосредоточены на мысли, что сейчас придётся вливаться в поток транспорта и это так страшно и ужасно, сто забыли про тротуар, который приходится пересекать перед любым выездом на улицу. Вывод простой: останавливаться два раза – первый перед тротуаром, а второй уже непосредственно перед выездом на проезжую часть. Водитель, двигаясь в потоке транспорта должен быть абсолютно спокоен, собран, уравновешен. Одна моя знакомая жаловалась, что ей очень трудно даются первые поездки по городу из-за того, что ее обуревает сильный, буквально смертельный страх. Особенно она боится помешать кому-то из других водителей. Я посоветовал ей следующий трюк: остановившись у светофора в группе автомобилей просто выключить двигатель как раз в тот момент, когда зажжется зеленый свет светофора. Само собой, необходимо включить аварийную сигнализацию – все четыре «мигалки». «В первые секунды было жутко страшно: машины сзади стали невыносимо сигналить!» - Рассказывала потом моя знакомая, но я повторяла про себя, словно заклятие: «Полное спокойствие, кому надо - объедет!» И страх постепенно исчез, нервозность прошла, а стресс куда-то улетучился. Пропустив пару циклов светофора, моя ученица спокойно завела двигатель и при очередном «зеленом», спокойно включив передачу, плавно тронула
2006-03-24
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|