Гоночная цитата месяца:
«Настоящие проблемы начинаются, когда все четыре колеса оказываются в воздухе. Пока хотя бы одно колесо касается дороги, водитель не только может, но и обязан управлять машиной», - Барковский.

СТАТЬИ

ДЕЛАЯ ОШИБКИ

ДЕЛАЯ ОШИБКИ

Хорошо бы вовсе избежать ошибок в управлении автомобилем, но так не бывает. Человеку свойственно ошибаться! Свою задачу автор видит в том, чтобы помочь читателю свести количество ошибок за рулём автомобиля к минимуму одной стороны. И максимально сгладить их последствия с другой стороны. Как часто водителю, попавшему в аварию, нестерпимо хочется «прокрутить время назад». Всего несколько минут назад он спокойно ехал, и вдруг…. А дело было всего-то в неправильно выбранной скорости. Вот бы она была в тот момент не 120, а 90 км/ч! Никакой аварии не случилось бы. Или может быть, не хватило при экстренном торможении какого-нибудь метра до полной остановки. Вот бы дистанция была чуточку больше. Проблема в том, что если водитель честно проанализирует причину аварии, то вдруг окажется, что он всегда грешил превышением скорости или несоблюдением дистанции. Тогда ошибка, вследствие которой он совершил аварию, перестаёт быть привязанной к конкретному случаю, а причиной становится вредная, вернее преступная привычка игнорировать разумные вещи.

Или вот другой пример. Я не устану повторять, что руление одной рукой недопустимо. Если кто-то рулит «одной левой», демонстрируя «высокий класс» вождения, то это как раз яркое проявление полного отсутствия такого класса. Перед вами опасный водитель. Почему, инструктора школ повышения водительского мастерства уделяют такое большое внимание посадке водителя и тому, как он держит руль? Да потому, что в аварийной ситуации никакой водитель не успеет сначала схватить руль двумя руками, а потом сделать единственно правильное быстрое движение им, чтобы, предотвратив скольжение удержать машину на дороге или уйти от лобового столкновения. Одной рукой такие трюки может быть смогут продемонстрировать разве что каскадёры и автогонщики в показательных выступлениях. Но в гражданских повседневных поездках мастера всегда рулят двумя руками. Они знают, что расслабленное состояние водителя чревато неготовностью адекватно действовать в аварийной ситуации. Это означает, что любитель порулить одной рукой виноват не в том, что в данной конкретной ситуации чего-то не предвидел или поздно среагировал на опасность. Он виноват в том, что рулил одной рукой, умышленно лишая себя возможности адекватно действовать в аварийной ситуации. Он самостоятельно снизил свой водительский потенциал, что привело к аварии. И в этом его основная ошибка. Точно так же как и водителя, совершившего наезд из-за разговора по мобильному телефону. Давным-давно, канадскими учёными в результате многочисленных экспериментов было доказано, что реакции водителя в момент разговора снижаются до уровня человека, находящегося в состоянии среднего по тяжести алкогольного опьянения. Выходит, что такой водитель совершил ошибку не в тот момент, когда не заметил, что передний автомобиль тормозит, а когда взял в руки «мобильник». Он умышленно снизил уровень своей адекватности за рулём разговором, а одной рукой в аварийной ситуации многого не сделать. Надеюсь, вам понятно, о чём свидетельствует причинно следственная связь, о которой здесь идёт речь. Совершенно верно! Причину неприятностей надо искать в себе. Многие ошибки зависят от нашей безалаберности.
Проанализировав причины 400 аварий, совершённых водителями корпоративного автопарка, эксперты пришли к выводу, что всего 4% аварий произошли из-за потери управления автомобилем на скользкой дороге. В связи с этим вспоминается такой случай. Некий директор автопредприятия, удрученный процентом аварийности, пригласил именитого гонщика проинструктировать водителей. Тот добросовестно и долго рассказывал о секретах управления автомобилем на скользкой дороге. А на следующий день, когда, как на грех, выпал свежий снег и стало скользко, тот самый процент аварийности оказался просто ужасающим. То есть, внимательно выслушавшие пилота, водители немедленно решили воспользоваться его устными рекомендациями. Вывод первый: дело в том, что тренироваться следует на специальных трассах, и ни в коем случае не пытаться без подготовки внедрять теорию в практику на дорогах общего пользования. Здесь ошибки неизбежны. Но ещё большая ошибка ездить в гололёд не чувствуя машину и не зная как действовать если машину понесло. Второй вывод напрашивается сам: подавляющее большинство аварий в городе происходит по невнимательности водителей. Это и завышенная скорость, и неправильная оценка ситуации на дороге. В современных автомобилях с их совершенными подвесками и отличной шумоизоляцией, скорость почти не ощущается. Особенно чётко это заметно на скоростном автобане в Германии, где после продолжительного движения со скоростью 200 км/ч, к которой быстро привыкаешь, когда тормозишь до 100 км/ч, то кажется, что машина еле катится, хоть открывай дверь и выходи. Неспособность водителя чувствовать скорость – причина множества аварий. А вы умеете чувствовать скорость? Чтобы проверить свои способности в этом, разгонитесь до скорости 90 км/ч, закройте спидометр ладонью ( само собой, не снимая этой руки с руля), притормозите и езжайте точно 60 км/ч по вашим ощущениям. Откройте спидометр и сверьтесь с его показаниями. Точно так же можно проделать это упражнение, разгоняясь с 60 км/ч до 90 км/ч. Проделывать подобные упражнения можно только на загородном шассе, где отсутствует интенсивное движение транспорта.
Однажды один предприниматель решил поехать за рулём своего нового автомобиля марки Мазератти поиграть в теннис. Беда в том, что его, неплохого в прошлом водителя, уже давно возил личный шофёр, и поэтому он основательно подрастерял свои водительские навыки. Выезжая на главную дорогу направо ( это было загородное шоссе) с второстепенной он решил показать на что способен его железный конь, вернее триста лошадей под капотом Мазератти. Он слишком резко прибавил газ, когда руль, был ещё чуточку, повернут. Этой чуточки вполне хватило, чтобы его машина, вильнув задком, пошла в глубокий занос, несмотря на то, что под колёсами был сухой асфальт. Мощный мотор, с лёгкостью сорвал задние колёса в пробуксовку. Водитель тут же резко бросил газ и вывернул колёса в сторону заноса. Что последовало дальше, предположить нетрудно. Машину как из пушки выстрелило в сторону повернутых колёс и проскочив почти под прямым углом встречную полосу ( слава Богу, не было встречного транспорта) перелетев кювет, она повисла на пригорке. Открылась дверца и показался водитель с окровавленной головой ( понятное дело, он был не пристёгнут). В чём ошибка водителя, кроме того, что он допустил вольность в обращении с мощным автомобилем, не изучив, как следует его повадки? Мы с вами знаем, что, вывернув руль в сторону заноса, его тут же надо вращать обратно. Да и резкое убавление газа вызвало сильный клевок передней части, увеличив сцепление передних колёс. Наблюдавшие эту аварию сотрудники ГАИ решили, что во всём виноваты 300 л.с. под капотом, и задний привод. Скорее всего, водитель придерживался того же мнения. Это липовое оправдание как бы снимало с него вину за вышедший из-под контроля автомобиль. Понимаете, не справился с управлением, что вполне объяснимо. А ошибка его в том, что он не знал простых вещей из физики движения автомобиля. И не знал он того, как правильно работать рулём в подобных ситуациях. Поясню на примере. Попробуйте балансировать стулом, поставив его одной ножкой на ладонь. Если вы станете ждать, пока стул наклонится в сторону, чтобы ловко двинуть рукой в том же направлении, вас, скорее всего, постигнет неудача и стул свалится с руки. Вот если вы, не дожидаясь отклонения стула, станете поддерживать баланс сериями коротких движений рукой туда сюда, из вас получится неплохой эквилибрист. То же самое с машиной. Нащупать оптимальный вариант контролируемой нестабильности, которую представляет собой занос или снос, можно только серией коротких поворотов руля в сторону заноса и обратно. А главное, прочтя эти строки, попробовать сделать это на безопасной площадке, где нет движения автотранспорта и пешеходов. Хотя, скорее всего вы уже успели потренироваться, прочтя главы, в которых описываются упражнения, развивающие чувство автомобиля в скольжении. В этом случае процесс обучения состоит не только в совершении ошибок и их исправлении, но и в психологической готовности не растеряться когда машина скользит и не слушается руля. Сделать ошибку может каждый, это факт. Но чтобы учиться на ошибках, надо понять, в чём состояла эта ошибка. Если машину понесло, и водитель испугался, в чём его ошибка? В том что такая ситуация стала для него неожиданностью. Он не готов к ней. Ошибки нельзя игнорировать, их надо исправлять. Недаром известная международная пословица на всех языках означает одно и то же: «на ошибках – учатся!»
Однажды я ехал по загородному двухполосному шоссе со скоростью 90 км/ч., приближаясь к выезду, расположенному справа. Точнее, это был перекрёсток. Навстречу шла вереница машин. Дальше всё произошло так быстро, что я не успел осознать, как это могло произойти. Встречный автомобиль энергично повернул в выезд, когда от капота моей машины до него оставалось не более 30 метров. Но это терпимо, подумал я, мне даже не пришлось притормозить, значит, он мне не помешал. Как вдруг буквально в 15-ти метрах от капота я увидел бок другого автомобиля. Времени на обдумывание ситуации не было. Обычно так и бывает, аварийные ситуации случаются так внезапно, что действовать приходится на подсознательном, то есть рефлекторном уровне. К счастью, моя правая нога не получила команды тормозить ( это было бы явным абсурдом из-за отсутствия места ), но я всё же благополучно миновал препятствие. Я не шучу, всё так и было! Во всяком случае, я сам не сразу понял, как мне удалось объехать препятствие, так как мой мозг не принимал в этом участия. Мои руки двигались чисто рефлекторно, получая команды на подсознательном уровне без участия моего мозга. А было это так: быстрый поворот руля вправо ( так как объехать поворачивающий автомобиль слева было невозможно из-за встречных машин, уже начавших брать правее) и тут же влево. Я промчался буквально в нескольких сантиметрах от переднего бампера автомобиля, преградившего мне дорогу, умудрившись объехать его. Несомненно, спасло и то, что он не захлопнул калитку, а затормозил, оставляя мне хоть какую-то дырку. Как возникла эта аварийная ситуация понятно. Один водитель сказал другому: дорогу объяснять не стану, езжай за мной! И поехал так, как будто он едет один. То есть без оглядки на своего ведомого водителя. Так он и повернул налево, прямо перед встречной машиной. Ведомый же, наверняка, больше всего не хотел потеряться, поэтому, смотрел только в задний бампер машины своего провожатого. Уверен, он даже не взглянул в мою сторону, когда «паровозиком» поворачивал влево, боясь отстать от передней машины. Не будем разбирать ошибки этих двух водителей, каждый из которых неправ по-своему. Это никак не относится к моим ошибкам. Помните, я подумал, что мне даже тормозить не пришлось, когда перед моим носом повернула машина. А тормозить было необходимо! Почему? Да потому что надо было предвидеть дальнейшее развитие сюжета, я просто обязан был смоделировать такое развитие событий. Но, не сделал этого. Я не смог предвидеть ошибки другого водителя, и в этом - моя ошибка. По настоящему классным водителям можно считать того, кто не попадается в подобные ловушки. А чтобы в ловушки не попадать, надо учиться признавать свои ошибки в любой аварийной ситуации. Если есть аварийная ситуация, значит, вы совершили ошибку. Её надо уметь отыскать. Её нельзя игнорировать, иначе вы не будете совершенствоваться! Тот, кто уверен, что ошибок не совершает – опасный водитель. Какой главный вывод можно сделать из этой истории? Никогда не врите сами себе. Только предельная честность и искренность перед самим собой поможет вам разобраться в причинах любой ошибки.
Короче говоря, все ошибки запрограммированы у нас с вами в голове. Наша задача состоит в том, чтобы сломать эту неверную программу, заменить её новой, прогрессивной, соответствующей духу времени и вождению современного автомобиля или мотоцикла. Мотоциклист, выезжая за осевую линию разметки для обгона длинного «хвоста» из автомобилей попадает в неприятность не в тот момент, когда сталкивается с машиной, внезапно выруливающей влево у него перед передним колесом. Он давно находился в опасной зоне риска, практикуя такую манеру езды и такое отношение к другим участникам движения. Он был запрограммирован на аварию. В этом и состоит его главная ошибка.
Вальтер Рёрль советует начинающим гонщикам закрепить на ободе рулевого колеса специальный счётчик для ошибок. Как только пилот совершает ошибку при прохождении трассы, он фиксирует её счётчиком, нажатием пальца на монетку. В этот момент ошибка как бы регистрируется в его мозгу. Цель такого подхода состоит совсем не в том, чтобы сосчитать ошибки, а в развитии концентрации внимания к ошибкам. Во время следующего прохождения трассы гонщик гораздо лучше помнит о допущенных ошибках и, соответственно исправляет их. Вальтер Рёрль называет «ага-эффектом». То есть гонщик, подъезжая к определённому повороту, сразу же вспоминает о сделанной на предыдущем круге ошибке и как бы говорит себе: « ага, здесь у меня была ошибка, и её я сейчас исправлю!» По-моему весьма оригинальный метод. Мало кому удаётся вовремя вспомнить без посторонней помощи о сделанной ошибке. С другой стороны, концентрироваться на ошибках, постоянно думать о них не стоит. Это приводит к негативному настрою мышления. Лучше всего позитивный настрой. Думайте лучше о том, что вы станете отличным, классным водителем. Станете обязательно, потому что хотите стать лучшим! Думаете, как достичь своей цели, хотя бы потому, что читаете эту книгу. Это означает, что в какой-то момент вы отогнали от себя негативную мысль, что, мол другие ездят как то, авось и меня пронесёт, в аварию не попаду. Такая установка привела бы к скучной и опасной пассивности. Хорошо, что этого не случилось!
Мы тренируемся на площадке, чтобы научиться делать то, что не умеем. И учимся через совершение и исправление ошибок. Мы тренируемся делать то, что уже умеем, чтобы сделать это ещё лучше. Мы тренируемся, чтобы учиться! Например, научиться водить машину с точностью до 10 сантиметров. Что такое 10 сантиметров? Это ширина колеса автомобиля и ваш запас безопасности при съезде с кромки асфальта в повороте или при ударе об бардюр. Можете на приличной скорости вести машину в повороте с такой точностью? Отлично. А многие водители вообще не знают габаритов своего автомобиля и при разъездах в узких переулках бояться проехать между машин, когда с каждой стороны имеется запас как минимум в метр шириной. В чём их ошибка? В том, что им не дано чувствовать габариты? Нет. Их ошибка в том, что они не потренировались на площадке и пытаются сделать то, что не умеют. Результат подобных опытов известен.
Допустим, произошла авария. Поставим простой, но логичный вопрос: « почему водитель не смог избежать столкновения?» Нас не устроит сухая формулировка из милицейского протокола: « водитель не справился с управлением». Нас интересует, почему он не справился. Какие конкретно он совершил ошибки. Пилотов вертолётов во время обучения учат постоянно взглядом искать место для аварийной, непредвиденной посадки. И в какой то момент инструктор действительно выключает мотор, чтобы ученик эту самую аварийную посадку совершил. Точно так же водитель в аварийной ситуации должен искать свободное пространство. Чтобы в неё направить автомобиль и избежать столкновения. Допустим, автомобиль, следующий перед вами, закрутило на скользком покрытии и он начал вальсировать. Если вы будете смотреть на него, то и врежетесь в него! Этот факт настолько очевиден, что не требует доказательств. Что делать в критической ситуации водителю? Он должен взглядом искать свободную дырку, чтобы объехать неожиданное препятствие. Вспомним, что правильное ведение взгляда при управлении автомобилем – основа основ. То же самое относится и к аварийным ситуациям. Так в чём ошибка водителя, совершившего столкновение? Теперь, надеюсь понятно, что вместо того чтобы взглядом искать свободное место, куда его руки мгновенно направили бы его автомобиль, он тупо смотрел на препятствие. В этом и была его ошибка. Жаль, что он никогда не узнает об этом, если не прочтёт эту книгу, конечно. Точно так же найдём ошибку водителя, умудрившегося перевернуть машину в повороте. Опять не справился с управлением? Но нас интересуют конкретные ошибки. Понятно, что водитель не правильно рассчитал скорость и не придал никакого значения состоянию покрытия дорожного полотна. Это первая ошибка. И вот на выходе из поворота ему стало ширины этого самого покрытия не хватать. Он ещё круче повернул руль в поворот, впиваясь глазами в приближающийся кювет. Ошибка с направлением взгляда! А когда увидел, что машина не слушается, ударил по тормозам, что есть мочи. Если бы на его месте был каскадёр, задачей которого было бы смоделировать аварию для съёмок фильма, он точно так же и поступил бы. А надо было «немножко» открыть руль ( то есть уменьшить, а не увеличить угол его поворота ) и осторожно коснувшись обочины под минимально возможным углом, тут же начать компенсировать потерю сцепления короткими движениями рулём и пробовать вытянуть машину газом. Это особенно актуально для переднеприводной машины, передние колёса которой при заносе остаются на дороге, и шанс вытянуть машину газом увеличивается. Опять ошибка водителя - в том, что он совершал неправильные действия. А рассказывать будет о коварном крутом повороте, как об основной причине своей аварии. А слушатели будут сочувственно кивать головами: « верно, верно, на таком крутом повороте можно было только чудом не разбить машину». А если действительно скорость была настолько высока, что речь о том, чтобы удержать машину на дороге не стояла. Может быть водитель вынужден был на полной скорости умышленно уходить с дороги от лобового удара? Что делать? Руль прямо, педаль тормоза – в пол, педаль сцепления – в пол! При перевороте автомобиля вероятность получить травму минимальна, если водитель и пассажиры пристёгнуты ремнями безопасности. Но травмы часто случаются именно при отстёгивании ремней. Поэтому прежде чем отстёгивать ремень, надо хорошенько упереться одной рукой в потолок, и только после этого другой рукой искать замок, чтобы начать отстёгиваться.
Одна моя знакомая жаловалась, что замучили её гаишники. И все в один день. Сначала её остановили за выезд на полосу встречного движения, так там все выезжают! Но документы, как выяснилось, остались дома. Пришлось ехать домой за ними на такси ( на это по правилам водителю полагается три часа ). Это по дороге на работу, где пришлось сильно задержаться. А после по дороге на дачу уже в полночь опять неудача: остановили за превышение скорости. Опять не повезло с гаишниками. «Так они то в чём виноваты? – спросил я. «Так не должно их там было быть на этом месте в такое время. Они никогда там скорость не мерили!» - отвечала отважная автомобилистка. Другая дама, с которой я имел несчастье подъехать от дачи до города, беспрестанно ворчала на всех водителей вокруг, приговаривая: «посмотрите, куда он прёт? Сразу видно не знает, кто мой муж!» Понимаете, куда я клоню. С таким менталитетом, недолго навсегда остаться при феодальном складе отношений. Дорога - не место для разборок по понятиям, а если нечто подобное возникло – самое мудрое поведение состоит в уклонении от любых конфликтов. Провоцирование конфликта, упрямство, стойкое сознание своей исключительности, вседозволенности – вот основные ошибки современного российского водителя.


2006-03-24


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ


СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону! ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР): 1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование. 2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты. 3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование. 4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами. 5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.


налог при продаже автомобиля

Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается. Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.


ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.

Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал». Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.


© 2006 М.Г. Горбачев
При копировании или использовании материалов
сайта ссылка на www.drive-class.ru обязательна
адрес редакции
drive-gorbi@yandex.ru
AutoRacer.ru - авто портал Rambler's Top100