СТАТЬИ
Вам есть что сказать? Присылайте ваши статьи, рассказы, наблюдения по теме: ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ! Вашему вниманию: Статья читателя Пушина В.
ЗРЕНИЕ ДНЕМ И НОЧЬЮ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕФИРИЙНОГО ЗРЕНИЯ
Удивительно, но факт, что в литературе по вождению зрение почти ни как не
обсуждается, хотя именно посредством зрения мы получаем более 80%
информации. Только взгляд может обеспечить достаточно быструю обратную
связь между ситуацией на дороге и автомобилем. Восприятие через другие
органы чувств является только вспомогательным, так как оно по различным
причинам периодически прерывается на чрезмерно длительные интервалы по
сравнению с масштабом времени развития дорожной ситуации.
Как же устроены наши глаза с точки зрения восприятия информации? Как и в
фотоаппарате у глаза есть оптическая система с возможностью наведения на
резкость, и с возможностью регулирования светового потока поступающего в
глаз, приемником света служит сетчатка, с которой через зрительные нервы
получаемая информация передается в мозг, где формируется зрительный образ.
За наведение на резкость отвечает главным образом хрусталик, изменяющий
свою кривизну, что бы находящиеся на разном расстоянии объекты были в
фокусе. Небольшую вспомогательную роль для этой же цели также играют
глазные мышцы, позволяющие немного изменять расстояние между хрусталиком и
сетчаткой.
За регулирование светового потока поступающего в глаз отвечает зрачок,
который сужается при ярком свете и расширяется в темноте.
За восприятие света отвечает сетчатка, а за формирование зрительного
образа наш мозг. Хочется особо подчеркнуть огромную разницу между словами
смотреть и видеть, так как смотреть ? это значит воспринимать с помощью
органов зрения информацию, а видеть ? это значит анализировать зрительный
образ, сформированный головным мозгом. Т.е. восприятие зрительной
информации является осваиваемым процессом, и формируется в процессе
накопления жизненного опыта и определенных тренировок. Глядя на
окружающую обстановку водитель не имеет возможности измерять истинные
расстояния до объектов, но зная размеры каких либо знакомых предметов наш
мозг может судить об относительных расстояниях до них и скорости
движения. Мы можем оценивать дистанцию до объекта по туманной дымке, или
по схождению параллельных линий, а также по расположению теней.
Естественно, что иногда новые и непривычные условия могут обманывать наше
восприятие, и водитель может неверно оценить расстояние в тумане, или в
непривычной местности, или на непривычно высокой скорости. На этом
основаны многие фокусы с обманом зрения, а также постановка декораций в
кинематографе, когда, например, плоская картина прикрытая полупрозрачным
материалом, создает эффект удаленного объемного заднего плана в дымке.
Дело в том, что строение сетчатки чрезвычайно сильно отличается от
строения фотопленки или матрицы видеокамеры, одинаково фиксирующих
информацию по всей площади кадра. Если бы наша сетчатка с максимальным
разрешением воспринимала бы световое изображение на каждом своем участке,
то наш мозг должен был бы быть гораздо больших размеров (размером со
слона или еще больше). В результате эволюции человека появилось
компромиссное решение. Только маленькая центральная часть сетчатки имеет
максимальное разрешение, по мере удаления от ее центра разрешение глаза
быстро падает. Кроме того, на сетчатке существуют два вида
светочувствительных клеток (рецепторов) ? это так называемые палочки и
колбочки, названные так из-за своей формы. Колбочки отвечают за цветное
зрение и восприятие очень мелких деталей, но работают только при высокой
освещенности, а палочки воспринимают только черно-белое изображение, их
разрешение намного хуже, но за то они обладают повышенной
светочувствительностью. Колбочек имеется три вида ? чувствительные к
красным, зеленым и синим лучам. Если цвета, к которым чувствительны
разные виды колбочек, начинают частично совпадать (когда вместо зеленого,
клетки воспринимают желтый, который начинает накладываться на близкие по
цвету оранжевые и красные цвета), человек является дальтоником и не
способен воспринимать некоторые цвета.
Из 130 миллионов светочувствительных клеток около 6,5 миллионов
колбочки, а остальные палочки, т.е. колбочек всего лишь 5% и 95% палочек.
Колбочки располагаются очень тесно друг к другу в основном в самом центре
сетчатки, а по мере удаления от центра сетчатки к периферии все место
начинают занимать палочки. В результате периферийное зрение человека
почти целиком черно-белое. Посмотрите на какой ни будь предмет ярко
насыщенного цвета, а затем отведите взгляд и удерживайте его неподвижно на
какой либо точке, что бы наблюдать за этим предметом исключительно боковым
зрением. После внимательного анализа вида этого предмета боковым зрением
вы с удивлением обнаружите, что цвет его перестал быть ярким, а то и вовсе
стал неразличимым, кроме того, в изображении начинают исчезать некоторые
детали. Мозг человека в повседневной жизни сам раскрашивает предметы,
находящиеся на периферии, запоминая их цвета в тот момент, когда
наблюдаемые объекты находились ближе к центру взгляда. Человек имеет
широкое поле зрения, но с невысоким качеством, в то же время в центре
взгляда он может различать мельчайшие детали, но границы этого места в
воспринимаемом нами изображении сильно ограничены.
Есть еще одна интересная особенность восприятия зрением, о которой не
часто упоминают. Сетчатка каждого глаза поделена вертикально почти
посередине, при этом нервные волокна от разных половинок сетчатки
соединены с разными полушариями мозга. Внешняя сторона каждого глаза
работает на полушарие мозга расположенное с той же стороны, часть глаза
расположенная ближе к носу с противоположным полушарием. Такое деление
вероятно обусловлено особенностями работы стереоскопического зрения. Можно
также вспомнить, что левая часть тела управляется правым полушарием мозга,
а правая левым, т.е. перекрестное соединение вполне типично для человека.
Мозг обрабатывает эту ?сырую?, раздробленную на отдельные части информацию
автоматически так, что мы этого практически не замечаем, кроме того,
выстраиваемая мозгом картина выглядит гораздо полнее, если наши глаза
находятся в движении, когда взгляд сканирует пространство (центральная
часть взгляда в этот момент собирает подробности об отельных объектах).
Именно так и должен вести взгляд водитель, сканируя пространство. Когда в
окружающей обстановке появляется что-то новое, головной мозг пытается
совместить увиденное с хранящимся в памяти образом.
По каким критериям наш мозг определяет, что именно мы движемся в
автомобиле, а не предметы вокруг нас катятся назад? Мозг учитывает
информацию, приходящую от других органов чувств (вестибулярного аппарата,
слуховых ощущений, восприятию вибрации), а затем на основании предыдущего
жизненного опыта делает выводы. Почти всегда эти выводы верные, но
временами возникают зрительные иллюзии. Иногда, кажется, что ваша машина
начинает двигаться назад, в тот момент, когда рядом стоящая машина
медленно трогается.
Обработка мозгом зрительной информации требует времени как для сбора
информации, так и для ее анализа. Это является причиной возникновения
времени реагирования на дорожную ситуацию. Кроме того, информация не
может восприниматься непрерывно. Например, несмотря на то, что в кино все
объекты нам кажутся непрерывно движущимися, в действительности мы смотрим
всего лишь на быструю смену статических кадров. Когда отслеживается
перемещение движущегося объекта, то сначала глаза должны его поймать в
фокус, далее человеческий мозг просчитывает, насколько далеко от нас
находится объект и как быстро он движется, производится прогноз его
траектории, после чего производится быстрый перевод взгляда в новую точку,
заранее предугаданную. Этот процесс занимает примерно 0,15 сек., в моменты
перевода взгляда восприятие теряется, и на мгновенье человек ?слепнет?,
словно при моргании (человек способен воспринимать около 20 кадров в
секунду). Если между прогнозами зрительной системы, по каким либо
причинам, объект существенным образом изменяет траекторию, то прогнозы по
ведению взгляда оказываются ошибочными, и зрительная система вынуждена
тратить дополнительное время на восстановление восприятия (объект снова
ловится в фокус, просчитывается его новая траектория). Например, если
впереди идущий автомобиль неожиданно наедет на препятствие, или у него
лопнет колесо, то нервной системе срочно придется перестраиваться, и время
реагирования может оказаться недостаточным. Именно точность предвидения
(точность составления прогноза) нового местоположения объектов и отличает
любителей от настоящих профессионалов. Всегда необходимо помнить о том,
что существуют мгновенья, когда мы ?слепнем?. Наше зрение работает
подобно видео камере. Многие из тех, кто когда-либо пытался отследить
движение быстродвижущегося во время съемки объекта по просмотру
стоп-кадров, с разочарованием обнаруживали, что интересующий их момент
остался между кадрами, и камера, не смотря на ее непрерывную работу,
зафиксировала не все, что хотелось бы. Нечто подобное происходит и со
зрением, но есть и другие особенности. Как уже отмечалось, наша
зрительная система не фиксирует весь вид целиком в один ?кадр?, а снимает
его подобно панорамной съемке в фотоаппарате, составляя кадр из 3-5
снимков. Далее каждый участок такой панорамной картины по очереди
обновляется по мере поступления новых ?снимков?. Скорость снимков около 20
в секунду, поэтому реально человек формирует ?кадры? вида окружающей
обстановки 5-6 раз в секунду, и наше время восприятия зрительной
информации составляет примерно от 0,15 - 0,2 сек. Естественно, что когда
обстановка быстро меняется, многие моменты упускаются глазами, а
панорамные ?снимки? стыкуются в сознании не совсем точно. Натренированные
люди, как правило, делают именно те ?снимки?, по которым возможен
максимально точный прогноз, у любителей важные места теряются между
кадрами, ни какая усиленная работа головного мозга не может в таком случае
восстановить упущенное.
При таких скромных возможностях человека по сравнению со скоростями
движения автомобиля в современных условиях пренебрежение правильной
техникой управления автомобилем выглядит не иначе как преступная
халатность.
Сбор зрительной информации происходит при помощи оптической системы глаза
и светочувствительных клеток сетчатки, что, как и во всех оптических
системах, обуславливает ряд особенностей и ограничений. Несмотря на то,
что глаза держат в какой-то момент времени в фокусе только предметы,
расположенные на определенном расстоянии, объекты расположенные немного
дальше и немного ближе тоже воспринимаются резкими. Для оптических систем
введено такое понятие как глубина резкости, т.е. некоторый диапазон
расстояний, в пределах которого предметы, после прохождения оптической
системы глаза попадая на сетчатку, будут выглядеть достаточно резкими.
Например, если в фокусе вашего зрения находится близко расположенный
предмет, то задний план становится размытым, при этом вы видите, что
предметы расположенные чуть ближе и немного дальше тоже находятся в фокусе
(например, в пределах расстояний с 50 см до 1 м все в фокусе). Данная
глубина резкости зависит от того, насколько расширены зрачки глаз. Чем
сильнее они закрыты, тем шире этот диапазон расстояний и больше глубина
резкости. Это напоминает работу диафрагмы в фотоаппарате. Так как
расширение или сужение зрачков зависит от поступающего света, то
оказывается, что глубина резкости на ярком свету гораздо больше, чем при
слабой освещенности. Это необходимо знать, так как сканирование взглядом в
темное время суток должно происходить в больших пределах, для более
объективного восприятия (ночью гораздо сложнее видеть показание приборов
на приборной доске, бросая на них короткий взгляд).
При малой освещенности начинают сказываться различия в спектральной
чувствительности палочек и колбочек. Максимальная чувствительность глаза
при хорошем освещении определяется колбочками, в результате глаз наиболее
чувствителен днем к желто-зеленому цвету с длинной волны 555 нм.
Чувствительность простирается от фиолетового до красного цветов в
диаппазоне длин волн 390-770 нм.
При сумеречном освещении за зрение начинают отвечать палочки, и
максимальная спектральная чувствительность глаза смещается в область
более коротких длин волн к зеленому цвету с длинной волны 510 нм, причем
область чувствительности находится в диаппазоне от 380 до 630 нм. В связи,
с чем цвета оранжево-красной части спектра оказываются более темными, чем
сине-зеленые. В связи с этим следует признать цвета автомобилей
оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленовато-голубого и голубого как
более безопасные (синие, темно красные и черные автомобили ночью не видны,
и плохо видны периферийным зрением).
Переход зрения при сумеречном освещении на колбочки существенно
ограничивает возможности небольшой по размерам центральной части сетчатки,
где у глаза при дневном освещении максимальное разрешение. Эта
центральная часть почти что слепнет, и оставляет способность видеть только
яркие огни и хорошо освещенные участки. При плохом освещении не стоит
пытаться видеть объект также четко, как и днем. Нужно направлять взгляд
чуть в сторону, и смотреть на предмет самым началом периферийного зрения,
так будет намного легче.
Следует сказать несколько слов о применении ксеноновых ламп, которыми
часто комплектуются современные автомобили. С одной стороны их спектр
излучения хорошо согласуется со спектром чувствительности глаза при
сумеречном освещении, так как довольно значительная часть энергии
излучается в диаппазоне от 550 до 400 нм (от желто-зеленых до голубых
цветов). Но при этом возникают проблемы в условиях плохой видимости во
время тумана или сильного снегопада, так как голубые лучи очень сильно
рассеиваются такими средами. Довольно значительная часть света фар
отражается от тумана или снега и светит в глаза водителю, значительно
ухудшая видимость. Применение обычных галогенных ламп накаливания создает
намного лучшие условия для видимости в таких случаях, так как энергия их
излучения быстро падает при приближении к длинам волн короче 500 нм
(голубые цвета). Не случайно хорошо зарекомендовали себя противо туманные
фары желто-зеленого цвета.
Анализируйте окружающую обстановку во время вождения автомобиля, и
попытайтесь избегать бесполезных взглядов, отнимающих у вас время, которое
и без того постоянно в дефиците. Короткий взгляд без причины, брошенный в
сторону, прерывает поток информации, поступающей в зрительную систему, и
этого следует избегать. Каждое такое прерывание отнимает примерно 0,2 сек
реакции, автомобиль при скорости 60 км. в час (16,7 м\сек.) успевает
пройти неконтролируемые ни кем 3м.
К большому сожалению, проверка зрения, в том числе определяющая
пригодность к вождению автомобиля, проводится в статическом состоянии.
Безусловно, что статическое зрение очень важно, но если необходима
способность к ориентации в динамически меняющейся обстановке транспортного
потока, то возможности водителя ограничиваются прежде всего динамическими
возможностями зрительной системы. Динамические тесты и коррекция
динамического зрения в настоящее время только зарождаются.
Еще раз хочется отметить, что динамическим зрением мы видим ту картину,
которую формирует наш мозг, то, что мы видим, появляется в результате
сложного взаимодействия восприятия информации различными органами чувств и
обработки этой информации нашим сознанием. Для ошибки и сбоя правильного
восприятия достаточно небольшой погрешности или помехи. Такие
спорадические погрешности в оценке ситуации часто происходят у летчиков,
мотоциклистов, водителей, в те моменты, когда необходимо принимать
мгновенные решения.
Пушин В.А.
2007-12-09
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|