СТАТЬИ
ЭТОТ СЕРЬЁЗНЫЙ, СЕРЬЁЗНЫЙ КАРТИНГ...
ЭТОТ СЕРЬЁЗНЫЙ, СЕРЬЁЗНЫЙ КАРТИНГ…
В престижных зарубежных картинговых соревнованиях наши соотечественники всё больше заставляют обращать на себя внимание. Это очень приятно! Один из них, четырнадцатилетний Евгений Новиков, трёхкратный победитель первенств России по картингу, уже пробивался в финал Чемпионата Европы и это только начало. Безусловно, его советы и рекомендации тем, кто постигает премудрости гонок на прокатных картодромах, просто необходимы. Итак, картингист европейского уровня, Евгений Новиков из столичной команды E-ART делится своим опытом, а помогает ему, наш постоянный автор Михаил Горбачёв.
СЕКРЕТЫ ЕВГЕНИЯ НОВИКОВА
Расскажу, как выиграть на прокатном картодроме, но сначала отвечу тем, кто собирается задать самый распространённый вопрос: есть ли в Москве секции для занятия картингом? Таких, как были раньше при домах пионеров – нет! Бесплатно заниматься картингом, ни в Москве, ни в России, ни на западе не получится. Поэтому, очень многое зависит от бюджета, которым располагают родители. А платные секции есть! Найти их очень просто через Интернет.
Однажды Михаеля Шумахера спросили, чем отличается картинг от Формулы 1? Знаете, что он ответил? «Практически ничем, разве что только в Формуле 1 динамика разгона и скорости выше». Вообще, в картинге всё происходит молниеносно, пространство и время здесь как бы спрессовано и мы, гонщики боремся буквально за сантиметры и за сотые доли секунды. Накал борьбы на трассе во время гонки высочайший, битва за позиции разыгрывается не шуточная. Но как это захватывает! Великий немецкий гонщик Манфред фон Браухич говорил: «Без борьбы нет победы!» Точнее этой простой формулировки, передающей накал борьбы, до сих пор не существует.
Компьютерные игры «в гонки» картингисту не помешают, но ничего особенного дать не смогут. Это скорее развлечение. А вот чем больше тренироваться на прокатном картинге – тем лучше.
Как я пришёл в картинг? «Очень просто: попробовал погонять на прокатном картодроме – понравилось». Этот же вопрос часто задавали и задают Михаелю Шумахеру, гоночная карьера которого, началась, как известно, с увлечения картингом. Он ответил так: «Главное – это удовольствие! Если к нему прикладывается ещё и талант, то получается настоящий автогонщик». Я полностью согласен с Шумахером и считаю, что если мечтать стать чемпионом мира по автогонкам и для достижения этой цели заняться картингом – ничего не выйдет. Если вам по-настоящему нравятся гонки, и вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие за рулём прокатного карта, контролируя его в экстремальных режимах, вы получаете шанс добиться хороших результатов. Вот несколько моих фирменных секретов техники езды на прокатном карте:
Во-первых, надо: управлять корпусом, перемещая вес тела, то есть отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колёса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро.
Во-вторых, надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение – пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте. Ещё одна хитрость заключается в умении выбрать быстрый карт. Посмотрите кто в предыдущих заездах показал лучшее время ( само, собой разумеется, среди тех, кто умеет ездить) и смело садитесь именно на этот освободившийся карт. Если подобной информации нет, советую вежливо спросить представителя персонала о том, какой карт действительно быстрый? Скорее всего, Вы получите ответ, что все, мол, одинаково хороши. Спокойно поясните, что вы имеете в виду. Вопрос в том, на каком карте удавалось показывать хорошее время. Скорее всего, вам назовут номер этого карта. Кстати, плохоуправляемый карт, а на прокатных картодромах такие, увы, бывает встречаются, очень хорошо демонстрирует, что на практике означают неудачные настройки. Точно так же в Формуле 1 мучаются пилоты «не попавшие» в правильные настройки. Ездить на таком карте – сущая мука, и о хорошем времени круга надо просто забыть. А если у вас завязались дружеские отношения с персоналом, они наверняка откликнуться на ваше пожелание проконтролировать давление в шинах. Это очень важно, если вы хотите получить максимум удовольствия и показать отличное время круга.
Михаил Шумахер еще сказал как-то, что он не может себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом. Скажу больше. Эрнест Хэмингуей, например, говорил, что признаёт только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. «Остальное – это игры» - говорил он. А я добавлю, что внутри автогонок, самое серьёзное, это картинг. Хотя, мне судить может быть ещё рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!
ЕЩЁ О ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ
ТОРМОЖЕНИЕ
От торможений зависит и прохождение поворотов и , понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку – слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного – это рефлекс, выработанный повседневной ездой на гражданском автомобиле в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жёстко, вплоть до блокировки колёс. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС, то есть тормозить так, чтобы колеса всё-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно так же заставить тормозить! Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном слэнге, слегка «поставить» карт. На входе в поворот карт начнёт скользить передней осью. Скольжение шины – это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже всех четыре колёса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулём карта. Те, кто освоить этот приём будут ещё долго удивляться, на сколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот. Ну а тем, кому этот номер журнала не попадёт вруки, можно только посочувствовать! Какие только невероятные предположения они делают, чтобы объяснить своё отставание от ассов, которые умеют «ставить» карт.
ТРАЕКТОРИЯ
Размашистые эффектные скольжения в повороте не улучшают, а ухудшают результат. Скольжение – это дополнительный тормоз! Однажды трёхкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «несмотря на то, что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль «хочет» по ней ехать….» Для болидов Формулы 1, которыми управляют настоящие ассы, это может быть и справедливо. А относится ли это к картингу? Устроители картинговых трасс, как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И всё же Ники Лауда прав, найти оптимальную траекторию несложно – по неё машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок пройти быстрее! А это совсем не просто. Ещё очень полезно понаблюдать за быстрым картингистом, как он едет, что делает с картом в поворотах?
АЗБУКА ИДЕАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Классический 90-градусный поворот. Важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Вход в поворот снаружи (1), затем вовнутрь (2) и на выходе снова наружу поворота, как можно шире (3).
Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи (1), затем внутрь (2) и в вершине поворота снова полный газ (3). Очень важно на входе не поворачивать колёса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.
Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних (1) и внутренних (2) заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.
Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать, как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходиться, как классический 90-градусный, надо распустить карт наружу (1), чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу (2).
Комбинация из нескольких поворотов. На трассе мы имеем дело, прежде всего, с комбинациями из разных поворотов. Здесь не может быть одного рецепта на все случаи. Например, для комбинации поворотов, показанной на схеме, возможны различные траектории прохождения. Но самый быстрый способ – тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТРУКЦИИ КАРТА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ ОН ПОТЕРЯЛ ПРИСТАВКУ «ГОУ».
Конструкция карта
Все органы управления и узлы карта, включая двигатель, крепятся на раме. Рама карта изготовлена из стальных труб диаметром порядка 30 мм. Конфигурация труб зависит от количества опорных подшипников, типа двигателя и класса шасси.
Элементы, расположенные на раме, легко рассмотреть на представленном рисунке.
Задняя ось (1), изготовленная так же из стали в виде полой трубы с наружным диаметром 35-40 мм. Ось крепиться к раме на уровне опор подшипников (2). Иногда подшипников два, но чаще всего, в зависимости от модели шасси их три штуки. Задние колёса крепятся на концах оси при помощи ступиц. Ступицы на оси крепятся тангенциальным зажимом, а от проворачивания блокируются шпонкой. Таким образом, вы видите, что на карте нет подвески, амортизаторов и дифференциала. Это даёт особенное и неповторимое поведение карта на трассе и объясняет его неимоверную прыгучесть.
На задней оси так же установлен тормозной диск и тормозная машинка (3), которая соединена тросами или гидравлическим контуром с педалью тормоза. На большинстве картов, тормоза действуют только на заднюю ось и это ещё одна яркая особенность.
Передние колёса установлены на поворотных кулаках (4). Рулевые тяги (5), изготовленные из легкого сплава или пластика, задают угол поворота колёс в зависимости от поворота руля. Рулевое управление очень чувствительное и полный поворот достигается при четверти оборота руля. Между сиденьем пилота и рулевой колонкой установлен топливный бак ёмкостью до 8 литров.
Двигатель чаще всего устанавливается справа от сиденья пилота на подвижной подставке (6). Передача крутящего момента с двигателя на колёса осуществляется с помощью цепной передачи с двигателя на заднюю ось, которая должна быть надёжно защищена кожухом (7). Количество зубьев на ведомой звёздочке (81, 82, 83) влияет на приёмистость и скорость карта на прямых участках трассы. Подвижная подставка двигателя обеспечивает необходимое натяжение цепи. Такой способ передачи момента характерен для картов без коробок передач. Но на картах с рабочим объёмом 125 может быть до 6 передач и сцепление, рычаг которого устанавливается на руле. Прокатные карты оснащаются вариатором с центробежным сцеплением, что значительно улучшает их ходовые показатели, а главное, значительно упрощает управление.
НАСТРОЙКИ
Конечно, прокатный карт вам никто не разрешить настраивать, но, тем не менее, знать о том, как настоящие гонщики настраивают карты полезно.
Сидение, лучше всего располагать как можно ниже, для сухих гонок, ну а в дождь, наоборот, несколько приподнять, чтобы повысить центр тяжести. А можно и сместить и буквально на сантиметр вперёд для изменения развесовки. В картинге существует негласное правило: развал передних колёс должен быть нулевым. Это означает, что передние колёса должны стоять строго перпендикулярно покрытию картодрома. На схеме видны различные варианты: негативный развал – он хорошо виден на машинах Формулы 1 по телевизору; позитивный развал – не применяется нигде; нейтральный развал или нулевой применяется в картинге.
Если карт страдает недостаточной поворачиваемостью, то есть в повороте передние колёса чрезмерно «пропихиваются» вперёд мимо поворота, то есть скользят, это можно компенсировать, заставив скользить больше задние колёса. Как это сделать? Например, уменьшить на несколько мм. заднюю колею. А если этого недостаточно, то можно «поиграть» жёсткостью самой рамы, несколько ослабив крепление усилителей спереди. Тогда шасси карта будет больше скручиваться винтом в повороте, что так же сильно сказывается на управляемости.
Схождение колёс регулируют таким образом, чтобы они смотрели немного в разные стороны V- образно. Это даёт так же больше сцепления передка на входе в повороты. Но на дождь такая настройка не годится.
А самое главное, это давление воздуха в шинах. Спереди 1,0 бар, а сзади 1,2 бар. Профессиональные пилоты подбирают давление воздуха в каждой шине индивидуально, основываясь на собственное чутьё, количество левых и правых поворотов на трассе и внимательно изучая рисунок износа на шине.
А НАЧАЛОСЬ ВСЁ… С ГАЗОНОКОСИЛКИ.
История картинга, пришедшего из США.
Считается, что рождение картинга - это заслуга американских лётчиков, искавших развлечения в томительно тянувшихся перерывах между полётами во время второй мировой войны. «Голь на выдумки хитра», и простая самоходная машинка увидела свет. Кое-как сваренные трубки, маленькие авиационные колеса, двигатель от газонокасилки, пятилитровая канистра вместо бензобака и… машинка готова.
Однако это было всего лишь развлечение. Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет оно разовьётся в популярный вид автоспорта, который даст миру много великих гонщиков. В Формулу 1 начали попадать те пилоты, кто ещё в детстве преуспевал в картинге: Рубенс Барикелло, Айртон Сена, Мика Сало, Джанни Морбиделли, Андреа де Чезарис, Йос Ферстаппен, Микка Хаккинен, Оливер Панис, Дэвид Култхард, Аллесандро Занарди, Джонни Херберт, Хейнц Харальд Френцен, и, наконец, Ральф и Михаель Шумахеры…Внушительный список получился!
Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы «Куртис крафт компанм» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый картинг. Это был несложный карт, высокий, с примитивным ручным тормозом. В качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки «Уэст бэнд» мощностью 1,84 кВт.
Впервые карт Ингельса был представлен широкой публике по случаю автогонок в Помоне. Даффи Левингстон, в последствии первый серийный изготовитель картингов, проехал на карте целый круг. Результатом этой демонстрации стал быстро растущий спрос на такого рода машины. Даффи создал первую фирму по выпуску картов «Гоу-карт компани». Одновременно Арт Ингельс начал выпуск картов под названием «Каретта», созданная им фирма долгое время была одной из ведущих среди производителей картов.
Дальнейшие события развивались очень быстро. Число картов исчислялось уже десятками тысяч, создавались специальные картинговые трассы, унифицировались технические требования и возникали единые правила. У американцев был повод так спешить. Рядом, в Канаде, где жили тоже ребята с юмором, параллельно изобретавшие свою версию карта, но уже с моторчиком от бензопилы.
Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году после того, как из Англии привезли пять го-картов. Моментально появляется множество фирм по производству картов, строятся специальные картодромы. О темпах развития картинга и огромной его популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающие картинги. Благодаря небольшой стоимости картинг стал популярным развлечением и спортом.
Поворотным моментом в развитии картинга было создание (в марте 1962г.) Международной Комиссии по картингу, ставшей одним из органов Международной автомобильной федерации ФИА. Картинг формально был признан равноправным с другими видами автомобильного спорта. Были разработаны новые картинговые правила ФИА, которые с необходимыми доработками и уточнениями действуют до настоящего времени. Не стало никаких препятствий для организаторов европейских и всемирных соревнований. Последующие годы развития картинга характеризуются быстрым техническим прогрессом в конструкции шасси и двигателя. Сокращается число фирм, выпускающих карты, карты становятся совершеннее и … дороже. Как и в каждом техническом виде спорта деньги начинают играть решающую роль среди факторов, влияющих на спортивный результат. Идею картинга как популярного, доступного вида спорта охраняют картинговые правила, определяющие такие классы карта, в которых проведение технических доработок ограничено или запрещено.
Началом развития картинга в СССР как вида автомобильного спорта считается 3 декабря 1960 года, день утверждения Федерацией автомобильного спорта СССР, Правил проведения соревнований, классификации и технических требований к микроавтомобилям типа «го-Карт». Интересно, что 24 апреля в том же 1960-ом году прошли первые гонки на картах и в Германии.
В период зарождения картинга в СССР соревнования проводились в разных городах страны главным образом на велосипедных треках и беговых дорожках стадионов. География картингового спорта с каждым годом расширялась.
В 1962 году состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов. Начиная 1963 года ежегодно (летом и зимой) проводились чемпионаты СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда среди взрослых и юношей. С 1964 года советские картингисты участвуют в международных соревнования, а с 1966 года в многоэтапных международных соревнованиях на «Кубок Дружбы» социалистических стран.
В 1970-м году во всём мире исчезла приставка «го» и картинг окончательно встал на ноги. В СССР картинг достиг пика популярности и стал самым массовым видом автомобильного спорта.
Ещё в конце 70-х годов всем мире стали появляться специальные картинговые трассы, где картинг можно получить в прокат. Это безопасное увлекательное и одновременно полезное развлечение завоевало весь мир.
2006-03-24
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|