Гоночная цитата месяца:
«Настоящие проблемы начинаются, когда все четыре колеса оказываются в воздухе. Пока хотя бы одно колесо касается дороги, водитель не только может, но и обязан управлять машиной», - Барковский.

СТАТЬИ

С ЧЕГО НАЧАТЬ? ИЛИ ПОЛЕГЧЕ НА ПОВОРОТАХ!

ПИСЬМА В АВТОРЕВЮ И ПИСЬМА ПОСЕТИТЕЛЕЙ САЙТА


ПОЛЕГЧЕ НА ПОВОРОТАХ!


Вступление к статье Павла Карина ( №1 Авторевю 2009) о поездке по Северной петле Нюрбургринга заинтриговало: « … понял, почему Джекки Стюарт прозвал эту узкую, изгибающуюся во всех направлениях лесную трассу «зелёным адом»… Интересно, что конкретно понял Павел? Оказалось, что «влево-вправо, вверх-вниз, метр-полтора до забора, а за ним лес – вот почему «зелёный» и вот почему «ад». Позвольте, но подобных серпантинов в гористой части западной Европы великое множество. Ах да, там ведь нельзя гонять «на все деньги». Но дело не в этом. Сам же Карин признаётся, что даже на экране уследить за мелькающими поворотами из кокпита Порше 911( точнее 966) турбо Уве Альцена сложно. Ещё бы, ведь Альцен промчался 24, 433 км трассы за 8:09,949 мин, показав среднюю скорость 179,526 км/ч! Если экстраполировать его круг ( в гонке на выносливость едут захватывая ещё часть трассы GP ) только на Северную петлю, получится 6:40 мин. Это быстрее рекордного круга на Феррари Формулы 1 Ники Лауды, показавшего 6:58 мин в 1976 году! Тогдашняя Формула 1 по пассивной безопасности мало чем отличалась от советской Эстонии, то есть ни о какой безопасности речь не шла вовсе, и гонщик чувствовал себя в такой незащищенной скорлупке, на таких скоростях в зелёном туннеле крайне неуютно. В сохранившемся в видеозаписи теле интервью ещё не обгоревший Ники эмоционально убеждает, что трасса с двумя прыжками, на которой, чтобы выиграть, нужно вести болид буквально с точностью до миллиметра, очень опасна! Гонки на Формулах 1 здесь безумие и их нужно запретить. Потому что если что случись, … зон вылета нет, а подъездные пути спасателей очень длинны. Но, Гран при здесь не запрещали. Что произошло потом, любители автоспорта знают: Ники Лауда сам стал жертвой Нюрбургринга. Теперь понятно, что имел в виду Джекки Стюарт, называя Нордшляйфе «зелёным адом»? То что ездить на Формуле 1, разменивая 7:00 мин здесь чистое безумие. Попади ты на масляное пятнышко, да просто на камешки или песочек и серьёзно поскользнуться, может даже со смертельным исходом – твоя участь! Вот почему Джекки так охарактеризовал эту трассу. Не расстраивайтесь, Павел! Ужасами «Зелёного ада» до сих пор пугают всех новичков! Надеюсь, вы поняли, что не так страшен чёрт, как его малюют? Тем более, когда вы мчитесь на безопасной серийной машине, владея приёмами спортивного вождения, о каких ужасах может идти речь? О гоночной езде мы не говорим, так как в туристическом режиме работы трассы такой стиль неприемлем, и вы сами отлично описываете почему! Коль скоро так, любые самодеятельные засечки времени здесь не к месту! Хронометраж заставляет вас вдавливать педаль в пол даже там, где вы не очень в себе уверены, чтобы блеснуть перед коллегами, а это верный путь сделать ошибку! Да и сравнение этого, по сути шоссейного раллийного «допа» средней сложности с адом прибавляет страха, что так же не добавляет уверенности в вождении. А с Олегом Кесельманом поучавшим, что надо забыть о классических гоночных траекториях, я не согласен: сначала нужно освоить академический стиль! Да, потом, классику можно нарушать, но осознанно, - для этого уметь её выполнять на 100% необходимо! Надеюсь, вы поняли, что изюминка Северной петли в том, что здесь почти все повороты не с поздним апексом, а с очень поздним! То, что вы вернётесь в «ад», в этом я не сомневаюсь, сюда возвращается каждый, кто однажды его попробовал. Только договоримся, вы больше не будете считать минуты и секунды, сколько машин вы обогнали, и сколько сделало вас. Поверьте, это ни к чему хорошему не приведёт! И вообще, здесь так не принято! Здесь ездят не чтобы доказать что-то кому-то, а чтобы самому получить удовольствие от вождения. Так и написано на перетяжке в зоне старта-финиша «Driving with pleasure!»


Михаил Горбачёв, Московская область.


С ЧЕГО НАЧАТЬ?


Хочу несколько дополнить статью «Райские круги ада» Павла Карина ( №1 2009). Меня, как тренера, автора книг по вождению, часто спрашивают: «С чего начать занятия автоспортом»? Бобби Ансер – американский автогонщик считает: «Желание! Вот главный секрет успеха. Не образование. Не божий дар. Желание». Конечно же, всё начинается с желания. Поездка на Нюрбургринг для вас слишком дорога? Охотно верю и поэтому расскажу такую историю. Звонит мне летом молодой человек и говорит: «уважаемый Михаил Георгиевич, помогите, пожалуйста, трассу в Мячково изучить». Для каких целей? - спрашиваю я. Да вот, я любитель, Олег Артамонов из подмосковного Раменского участвую во всероссийских соревнованиях Zoom-Zoom Challenge, в которых ездят на фирменных Маздах. Через отборочные туры автослаломов прошло около 8 тыс. человек и я попал в полуфинальные заезды на трассу в Мячково. Хочу проехать грамотно, ведь лучшего из нас, бесплатно на Северную петлю Нюрбургринга повезут! Я встретился и прочёл лекцию о том, как нужно ехать в Мячково, рассказал про возможные варианты траекторий каждого поворота. Условились, что он будет держать меня в курсе дела. Звонит опять Олег: «полуфиналы прошёл, готовлюсь к финалам!» Звонит опять: «даже не знаю как рассказать. Короче, самые быстрые ребята опередили почти на секунду, видимо, потому что я в одном месте с передачей промазал от волнения. Стало быть. Я – третий, думаю не видать Нюрбургринга. И вот на награждении Кесельман с Шульмейстером вдруг объявляют, что они решили кроме победителя наградить поездкой и Артамонова за лучшие траектории и самую грамотную езду! Так что еду я, Михаил Георгиевич на Нюрбургринг, не могли бы мне помочь с траекториями на Нюрбургринге! Отчего же не помочь, есть у меня специальный фильм о рулении и траекториях на Северной петле. Он полезней компьютерной игры будет. Заехал Олег, взял фильм. Потом звонит, говорит, среди приглашённых журналистов автомобильных изданий никто, так хорошо как он траекторий не знал. Спасибо, Михаил Георгиевич, сбылась моя мечта! Понятно теперь, что такое желание? Олег, захотел попасть на Нюрбургринг, очень захотел и попал! Вот как нужно хотеть заниматься автогонками. Никакие отговорки, что мол, это неподъемно дорого не проходят. Учитесь на этом примере, что значит желание!

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Джеки Стюарт: «Возбуждение – вот основная проблема гонщика».

В уважаемом Авторевю, я всегда с особым удовольствием ловлю статьи о вождении автомобиля, что интересует меня не меньше, а даже, пожалуй, больше самих автомобилей. В последнем январском номере ( 24 – 417, 2008) на одном дыхании проглотил «стареющего юношу» Подорожанского. Точнее «Строгого юношу», так как особенно понравилась честность автора, богато сдобренная откровенной самоиронией на грани самобичевания, что есть образцовая строгость к себе, одно из важнейших качеств профессионального спортсмена. Браво, так и нужно, ведь путь к совершенству лежит через исправление ошибок. А для этого их нужно видеть и честно признавать, что автор и сделал – высший класс! А совершенству в вождении автомобиля нет предела, это процесс бесконечный и в этом весь кайф драйва! Или, может, драйв кайфа? Не так важно! Важно, что статья именно об этом. Понятное дело, речь шла, о «потешных гонках», но из любого варианта вождения полезно и нужно извлекать опыт. Попробуем отбросить юмор и проанализировать что было на треке Asсari. Первое: я ни в коем случае не стал бы на месте участника этого захватывающего мероприятия, думать о победе и главном призе – участии в этапе DTM. Потому что мозг человека не понимает такой установки, а это только путает все карты. Надо ставить конкретные задачи. Например, повторить программу, записанную на «биокомпьютер», то есть в мозг на тренировках, и, по возможности, без ошибок. Тренировки необходимы именно для этого, и я бы на месте автора сначала обязательно попробовал штамповать одинаковые круги на трассе в Мячково прежде чем лететь на юг Испании ( у меня-то они получаются обычно практически одинаковыми с отклонением в десятые доли секунды). Второе: по своему опыту скажу, что решение проехать второй референсный круг с запасом было неверным. Единственно верное решение – штамповать круги в быстром, но достаточно комфортном темпе, но ни в коем случае не в агрессивном темпе и, что совершенно правильно, без поздних торможений. Только так круги будут похожи друг на друга как близнецы-братья. Ещё одна важная задача – беречь тормоза и шины! Как? Да не насиловать автомобиль, а надо давать ему ехать! Правильно, понять всё это намного легче, чем исполнить. Но, спортивное вождение автомобиля, это высокое искусство!
Далее. Не отключать ESP в гоночном режиме движения вполне допустимо, но только при условии использования системы в роли индикатора ошибок. Вспыхнул жёлтый треугольничек с восклицательным знаком – ага!, значит, пилот допустил ошибку. Например, слишком резко перераспределил вес, слишком резво заложив поворот, потому что со скоростью на входе перебрал. Что получилось, когда пилот Мерседеса Podorozhansky заставил балансировать на окружности профессора Камма электронные системы? Сам же он ( честь и хвала!) честно признал – кончились тормоза! Отличный опыт и серьёзное предостережение всем владельцам быстрых современных автомобилей: не насилуй электронику! Только ради этого стоило съездить на трек Asсari.
А далее нашего героя захватил азарт! Точно так же как и топ пилотов Формулы 1( не буду называть фамилии – и так ясно) в прошедшем сезоне, собравших богатую коллекцию глупых ошибок. Всему вина – горячность и слишком высокая скорость не к месту и не ко времени, о чём так точно сказал Джекки Стюарт: «Скорость? В действительности главная задача состоит в том, как побороть или снизить скорость». Так что расстраиваться, тем более называть себя лузером, не стоит! Мне, лично понравилось, как ехал Подорожанский, правда, ещё больше понравилось, как он рассказал об этом! Всё правильно, так он же больше журналист, чем гонщик. А, Голованова, брать в следующий раз точно не надо, и не потому, что объехать может! Возьми, Михаил, лучше меня! Я хоть советом помогу, как без ESP ездить. А относительно подшлемника, правильно носить так, как тебе удобней!

Михаил Горбачёв. Московская область.


ПИСЬМА ПОСЕТЕЛЕЙ САЙТА

Здравствуйте, Михаил.
Очень надеюсь, что Вы подскажете как решить проблему с избыточной поворачиваемостью моего автомобиля. Немного о нем: Опель Астра 1993 года, подготовлен для ралли в Англии фирмой MSD в том самом 93, подвеска на ШС, Proflex, итд. Спецификация для гравия.
Проблему очень раннего начала скольжения задней оси, особенно на высоких скоростях победить не удаётся. С геометрией всё в порядке, балка ровная. Пробовал делать более мягкие настройки для задней оси - штатные пружины, почти полностью распущенные амортизаторы (поведение нормальное, не пробивает, не скачет) - почти нет изменений в характере реакций. Пробовал делать жестче переднюю ось, дошел до пружин по 90 кг, и всё равно то же самое+ Передняя ось как приклеенная, а заднюю сдувает от малейшего поворота руля (дело не в кривых руках, на других автомобилях всё нормально )) Последнее сомнение - стабилизатор. Спереди его нет, а сзади стоит тонюсенький штатный. Я думаю, что диапазоном регулировок, которые я делал, влияние стабилизатора можно было перекрыть. При чем изначально стабилизатор был - в сохранившемся листе спецификации от MSD он фигурирует. Может ли такой эффект появиться от слишком большой разницы в настройках передней (жестче) и задней (мягче) осей? Какие ещё возможны нюансы?

С уважением,
Алексей

ОТВЕТ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА

Алексей, вы говорите, балка нормальная, а схождение задних колёс проверяли? Можно проверить простым способом - тонкими шнурами.
Версия №1: Бывает, что схождение задних колёс выставляют при помощи элепсных отверстий в реактивных тягах. Допустим, задние колёса стоят строго паралельно.
Версия №2 Тогда попробуйте опустить задок и даже добавить немного груза ( 30-50 кг)в районе задней стенки кузова, а лчше на бампере! Может быть, дело в развесовке, то есть на передок приходится более 80% веса автомобиля и задок просто очень лёгкий?
Версия № 3 Если дело не в этом,попробуйте селать задок жёстче, как бы вопреки здравому смыслу, а передок немного распутить с Proflex это просто! Всё это советую делать не трогая заднего стабилизатора.
Версия № 3 Сначала нужно тветить на вопрос, почему нет переднего стабилизатора? Может быть и стоит как приклеенный передком из-за его отсутствия? На скользких, сыпучих покрытиях, чем больше крен в повороте, тем лучше сцепление передка! Если переднего не будет, тогда советую снять задний.
Изыскания проводите поэтапно, не делая одновременно изменений из разных версий! Желаю успехов и сообщени о результатах. С дружеским приветом, Горбачёв.


Михаил, здравствуйте!

К сожалению, я не смог присутствовать 9 января на Вашем масер-классе.
Сообщите, пожалуйста, планируете ли Вы проводить еще такие мероприятия этой
зимой?

С уважением, Максим.

ОТВЕТ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА


В СУББОТУ 17 ЯНВАРЯ к 9:00 МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ приглашает ВАС НА МАСТЕР-КЛАСС! БЕЗОПАСНО ВОДИТЬ ЗИМОЙ?! НЕТ ПРОБЛЕМ!!!! ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНЯ НА СКОЛЬЗКОМ ПОКРЫТИИ ВСЕЛЯТ В ВАС УВЕРЕННОСТЬ И РАЗОВЬЮТ ЧУВСТВО АВТОМОБИЛЯ !!!! НА АВТОДРОМЕ ХОДЫНСКОГО ПОЛЯ Михаил Горбачёв вмете с опытным тренером-инструктором по вождению Станиславом Семионовым поможет Вам стать безопасным водителем.Группа до 4-5 человек, занятия до 13:00, стоимость 6 500 руб.. Возможны занятия на автомобиле школы передний/задний привод. Тел. для записи на мастер-класс: 89161270713 Михаил Горбачёв. 89261135139 Станислав Семионов .

Здравствуйте Михаил Георгиевич.
Поздравляю вас с наступившим Новым годом и наступающим Рождеством!
Интересно было почитать последние статьи и автоновости на вашем сайте. Особенно интересно было почитать о обмене опытом. Очень надеюсь что когда нибудь я тоже смогу посетить ваши мастер-классы. Сейчас всё упирается в финансовые возможности. По этому пытаюсь тренироваться самостоятельно по вашим советам и упражнениям которые вы предлагаете в своих книгах. Но читая книгу "безопасное вождение современного автомобиля", раздел о рулении, обращаю внимание на следующее "Самый важный момент заключается в том, что руль в сторону заноса надо поворачивать как можно быстрее, молниеносно. Но возвращать его обратно нужно через пусть очень короткую, но паузу, чтобы полностью восстановилось сцепление шин с покрытием дороги, и вращать тоже очень быстро , но уже не молниеносно." А в книге "экстремальный автотренинг" описывается следующим образом "внутренняя рука довольно плавно, но достаточно быстро поворачивает руль в сторону заноса, а внешняя молниеносно возвращает его назад." Получается что описывается этот прием по разному. Проясните пожалуйста как правильно. Мне кажется выше описанный приём правильней.
С уважением Дмитрий Данков.




ОТВЕТ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА

Дмитрий, здравствуйте! Спасибо за внимательное чтение моих книг. Первый вариант больше подходит для асфальта, второй - для скользкого покрытия. Михаил Горбачёв.



Добрый день Михаил Георгиевич с наступающим праздником Вас пусть он принесёт Вам только хорошее!!! Подскажите пож-ста если на механике долго держать выжатым сцепление это вредит или нет? И если при прохождении поворота который начинается пологим а потом переходит в более крутой приходится докручивать руль прохождение по 3-ём точкам уде не получается что делать?
Спасибо за ответ Вы мне очень помогаете. Если я Вас не сильно затрудняю подскажите ещё во время морозов как можно завести машину если у неё автоматическая коробка передач? Просто сейчас -10 а проблемы с заводом уже появляются. Уважаемый Михаил Георгиевич спасибо Вам за вашу книгу по экстремальному автотренингу много что есть в ней мне пригодилось но прошу Вас о помощи 1-ое скажите насколько вредно для авто ездить на больших оборотах или это просто мой страх за то чтоб двигатель не полетел? И второй вопрос Я очень увлечён автомобилями и автоспортом вы не подскажите куда можно обратиться для учёбы чтоб попасть в авто спорт заранее благодарен. Алексей. p.s. Как ни странно но я некоторые вещи которым вы обучаете в книге выполнял автоматически ещё не читая книгу. Есть проблема я очень большое удовольствия получаю от скорости даже не могу передать эти ощущения. С уважением Алексей


ОТВЕТ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА
Долго держать педаль сцепления нажатой не рекомендуется, так как ослабевают лепестковые пружины сцепления, и изнашивается выжимной подшипник. Так же не рекомендуется держать ногу на педали сцепления ( дурная привычка многих) по причине износа подшипника. В таком повороте, который вы описываете, идеально искать три точки в первой половине и три во второй, то есть разбить его на два сопряженных поворота. Тогда второе вращение руля будет полностью оправданным.
Можно завести сходу с АКПП только Мерседес, но не последних лет, так как на старых машинах есть механический насос в коробке.

День добрый, Михаил Георгиевич. Хочу ещё раз выразить Вам и Андрею Китову свою благодарность за помощь и советы, которые вы мне оказывали в написании дипломного проекта по кольцевой трассе. Труд не пропал даром, диплом занял 3 место на Всероссийском смотре-конкурсе дипломных проектов (работ), выполненных в 2008г. в ВУЗах России по специальности 270205.
Очень хорошо, что есть такие люди, как ВЫ, готовые помочь молодым ребятам в достижении поставленных целей.
БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!!!


Михаил Георгиевич, нельзя не заметить, что у вас очень интересная
биография!!!! Такой вопрос: Если вы были настолько сильно ошеломлены
спортивными автомобилями, то почему пошли учиться в МГИМО, а не
например, в Московский Автомобильный Дорожный Институт?
Конечно, тут не поспоришь, МГИМО куда престижнее, чем МАДИ, но неужели
только из-за этого?
С УВАЖЕНИЕМ, ДЕНИСОВ ДЕНИС.

ОТВЕТ МИХАИЛА ГОРБАЧЁВА

Олег, привет! Бывают биографии намного интересней! В институт я пошёл чтобы избежать армии, но, учитывая, что к точным наукам предрасположенности не было, пошёл в МГИМО, так как моя матушка проработала в МИДе СССР всю жизнь. К детям кадровых работников в подведомственном институте были поблажки при зачислении. О своём выборе не жалею. Уверен, в Московском Автомобильном Дорожном Институте многому не научат, так как российское образование сильно отстало от мирового. Кстати, именно специалисты МАДИ рекомендовали положить в Мячково асфальт неподходящей для трассы рецептуры. Получилось покрытие для езды на сликах в дождь!


2009-01-13


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ


СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону! ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР): 1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование. 2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты. 3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование. 4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами. 5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.


налог при продаже автомобиля

Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается. Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.


ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.

Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал». Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.


© 2006 М.Г. Горбачев
При копировании или использовании материалов
сайта ссылка на www.drive-class.ru обязательна
адрес редакции
drive-gorbi@yandex.ru
AutoRacer.ru - авто портал Rambler's Top100