СТАТЬИ
ГДЕ ЖИВЁТ СКОРОСТЬ…
ГДЕ ЖИВЁТ СКОРОСТЬ…
«Попробуйте ездить быстро, но если не получилось, не делайте этого больше никогда"! Эти слова принадлежат известному каскадеру. Один из автогонщиков Формулы 1 посоветовал автолюбителям никогда не ездить быстро. И тот, и другой знают что такое скорость, не по наслышке.
В каком-то смысле езда по дорогам общего пользования может быть более опасной, чем участие в автогонках. Зрители на гонках со мной не согласятся: кровь буквально холодеет в жилах, когда смотришь, как на огромной скорости в повороте гонщик контролирует поведение автомобиля, находясь буквально в миллиметре от автомобиля соперника! Один из гонщиков казал по этому поводу следующее: «Выступать на гонках абсолютно не страшно, главное, по моему глубокому убеждению, гораздо безопаснее, чем просто ездить по улицам города. Когда я «разбираюсь» с соперником, мы можем идти в повороте буквально впритирку, но я уверен, что он не выкинет никакой неожиданной глупости, а на обычных дорогах можно ожидать от кого угодно - что угодно!»
Понятно, что у гоночных или спортивных машин очень мощные моторы и специальные шины, но любой из автогонщиков вам скажет, что чем выше мощность двигателя, тем труднее управлять такой машиной, а, вернее, «выжать» из нее то, на что она способна. Версия о том, что автогонщики настолько бесстрашны, что не боятся аварий и даже смерти абсолютно ошибочна. Во-первых, доказано, что инстинкт самосохранения все равно сильнее. А во-вторых, разгадку вы уже знаете: гонщики знают приемы управления автомобилем на больших скоростях. Настоятельно рекомендую воздержаться от любых экспериментов на дорогах общего пользования после прочтения этой статьи. Закрытые гоночные трассы при соблюдении жестких мер безопасности – вот необходимые условия для любых тренировок на автомобиле.
Понятно, что любой гонщик пытается вести свой автомобиля на пределе возможного. Как же это ему удается? Представим себе, что автомобиль подняли в воздух, скажем, при помощи подъемного крана, намазали шины краской и осторожно опустили на дорогу, а потом вновь подняли и убрали в сторону. На дорожном покрытии останется четыре отпечатка размером с книгу среднего формата. Это как раз то, чем «держится» автомобиль о дорогу. Главная задача гонщика распределить весь вес между этими следами, которые оставляют шины автомобиля как можно более равномерно, то есть сохранять баланс автомобиля на дороге. Для этого все действия гонщика, когда он тормозит, движется в повороте или ускоряется, совершаются с максимальной плавностью и мягкостью. В буквальном смысле это означает следующее: чем медленнее движется гонщика, тем быстрее идет автомобиль.
Теперь разберемся, как работают шины гоночного автомобиля. Это очень важно, потому что, все силы, действующие на автомобиль, передаются через его четыре шины, а вернее через пятно их контакта с дорогой. Максимальное сцепления шин с поверхностью дороги развивается в самом начале их скольжения. В этом-то и кроется главный секрет скорости. Скольжение шин при прохождении поворотов называется углом увода и измеряется в градусах. С увеличением скорости в повороте, направление движения шины и направление, куда показывает диск (или обод) колеса, начинают несколько различаться. Угол между этими направлениями будет углом увода, а если скорость увеличивать, и шина начнет скользить, то углом скольжения. Чтобы стало понятным, что означает это на практике, приведу следующий пример с четырьмя гонщиками. Первый едет таким образом, что угол увода его шин составляет от 2 до 5 градусов. Его шины не достигают максимального сцепления, а, следовательно, он едет не на пределе, и поэтому, довольно медленно по сравнению с другими. Второй гонщик мчится «что есть мочи», каждый поворот он проходит с диким сносом всех четырех колес, ставя скользящий автомобиль почти поперек дороги к великому удовольствию и восторгу зрителей. Выглядит впечатляюще, но что это дает? Мы видим, что если угол увода зашкаливает за 10о, то сцепление шин с дорогой резко падает. Гонщик сильно перебарщивает и вредит сам себе. Кроме того, его «запредельная» езда с постоянным заносом резко увеличивает температуру шин, они перегреваются, и коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается еще больше. Кроме того, прохождение каждого поворота в такой манере требует излишних нервов и физического напряжения. Третий гонщик идет в повороте, балансируя на пределе, то есть в нашем случае в диапазоне максимального сцепления шин с дорогой. Его угол увода составляет 10о, казалось бы, оптимальный вариант, но выигрывает гонку гонщик номер 4. Он умудряется ехать в поворотах так, что угол увода составляет у него от 6-7 градусов, температура шин его автомобиля оптимальная и при прочих равных на финише он будет первым. Так ездит Шумахер! Этот пример демонстрирует, что означает балансировать на грани максимального сцепления шин с дорогой. Для постороннего зрителя окажется, все четыре гонщика из нашего примера, едут в повороте очень быстро. Разница между тем, кто «прокатывает» поворот с углом в 2 градуса, и тем, кто влетает буквально «на ушах» со сносом всех четырех колес в 12 градусов, в скорости может составлять 2-3 км/ч или даже меньше. Теперь вы понимаете, какого мастерства, обостренного чувства автомобиля и просто таланта стоит вести машину на гонках с углом скольжения или увода в поворотах от 6 до 7 градусов. Мастерство приобретается путем долгих тренировок, а обостренное чувство автомобиля, умение видеть и исправлять свои ошибки, умение анализировать любую ситуацию и просчитывать ее на несколько ходов вперед, доступно только тому, у кого есть талант.
Приведенные здесь выкладки справедливы только для спортивных, то есть низкопрофильных шин. Обыкновенные стандартные или серийные шины будут вести себя на большой скорости в поворотах несколько иначе. Угол увода у таких шин, будет на порядок выше, чем у низкопрофильных спортивных, прежде, чем они сорвутся в скольжение. Кроме того, как выражаются автогонщики, стандартные шины при быстром прохождении поворота сильно «подворачиваются», то есть деформируются. В таком положении шина цепляется за дорогу уже не всей плоскостью, а только своей боковиной, что значительно уменьшает ее сцепление с поверхностью дороги. Это приводит к быстрому износу шин, а, главное, к очень низкой управляемости автомобиля. Совсем другое дело - низкопрофильные специальные шины. Чем меньше расстояние от поверхности дороги до обода колеса, тем меньше деформация шины в повороте, а следовательно лучше сцепление шины с дорогой, так как пятно контакта такой шины соответствует ее рабочей поверхности. То, о чем я сейчас говорю, имеет огромное значения для управления автомобилем, обутым в разные шины на большой скорости в повороте. Дело в том, что занос автомобиля, обутого в такие шины начинается плавно и также плавно прекращается. Совсем другое поведение наблюдается у машины, обутой в низкопрофильные, «спортивные» шины. Тенденция к использованию таких шин на современных автомобилях в последнее время увеличивается. Все больше спортивных версий серийных или тюнинговых автомобилей появляется на наших дорогах. Их владельцы предпочитают активный стиль вождения автомобиля и чувствуют себя немножко автогонщиками. А коль скоро так, они должны знать об особенностях управления такими машинами. Главное заключается в том, что низкопрофильная шина теряет сцепление с дорогой внезапно, и также внезапно его восстанавливает.
ВСТАВКА: Один из моих коллег автожурналистов, сев за руль спортивного серийного автомобиля, оснащенного низкопрофильными шинами, решил быстро пройти поворот и на выходе не удержал машину, вылетев за пределы дороги. Происходило это на закрытой трассе и закончилось абсолютно благополучно: машина просто вылетела с дорожного полотна на траву. Разберемся, почему это произошло. Специальные низкопрофильные шины, даже если они применяются на серийных автомобилях и используются для повседневной езды, сконструированы по гоночным технологиям. Все, кто смотрит по телевизору гонки Формулы 1, знают, что во время, так называемого, прогоревочного круга, гонщики ведут свои машины зигзагообразно, чтобы разогреть шины. Дело в том, что максимальное сцепление шины с дорогой достигается только при определенной температуре, то есть когда шина разогрета. Конечно, на гонках применяются специальные шины, для которых тепловой режим должен очень строго соблюдаться. Низкопрофильные шины обычных дорожных автомобилей тоже чувствительны к температуре. Мой коллега, оказавшись за рулем и решивший пройти быстрый поворот, конечно, опустил это из вида. Максимальное сцепление шин с дорогой не могло проявиться в первом повороте: для этого надо было проехать их как минимум пять-шесть. Спортивные низкопрофильные шины «держат» автомобиль на порядок лучше, чем обычные. Проходя поворот на большой скорости, мой коллега удивлялся, что никак не может сорвать машину в занос – она шла как по рельсам и в какой- то момент показалось, что возможности
2006-03-24
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|