СТАТЬИ
САМОУЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
ГОРОДСКАЯ ЕЗДА
«Езда на автомобиле по городу с интенсивным движением, представляет для водителя большие трудности, чем в других условиях…» - это цитата из довоенного пособия по вождению автомобиля. Остается только добавить: даже для опытного водителя, а для новичка и подавно. Это утверждение приобрело ещё большую актуальность сегодня, когда к плотному городскому движению добавились ещё и нескончаемые пробки. Ежесекундно меняющаяся ситуация и огромный поток информации требуют повышенного внимания. Ситуация на дороге ни на секунду не должна выходить из-под контроля водителя. Один опытный водитель старой закалки привел такой пример: стоит только проследить взглядом полет пачки сигарет из-под солнечного козырька, и… вот он борт грузовика! Потеря контроля над ситуацией даже на доли секунды приводит к аварийной ситуации. Анализ аварий корпоративного автотранспорта одной из столичных фирм дал такие результаты: менее 5% аварий произошли по причине разворота автомобиля на скользкой дороге и остальные 95% по невнимательности водителей. Здесь есть, о чём задуматься!
Итак, на городских улицах водитель должен уметь собрать множество дополнительной информации. У классного водителя всегда отлично работает боковое ( периферийное) зрение. Такой водитель видит потенциально опасных пешеходов на краю тротуара, готовых броситься под колеса автомобиля, даже если они скрыты припаркованными вдоль тротуара автомобилями. Он знает, что из-за остановившегося на остановке автобуса или троллейбуса на проезжую часть могут выскочить пешеходы и обязательно снизит скорость у остановок общественного транспорта. Особенно непредсказуемы в таких ситуациях дети. Опытный водитель разглядит ноги пешеходов в просвете между дорогой и днищем общественного транспорта и вовремя затормозит. Начинающие водители чувствуют себя на городских улицах неуютно из-за неумения отсеять важнейшую информацию от второстепенной, при её явном избытке.
Представим себе идеального водителя в городском движении. Боковое зрение - его вторая натура, но есть еще так называемый "третий глаз» или шестое чувство. Они помогают ему наблюдать всю картину движения как бы сверху. Такой водитель постоянно владеет меняющейся ситуацией, он всегда знает, что происходит спереди, сбоку и сзади от его автомобиля. Мало того, классный водитель в состоянии предугадать самый неожиданный манёвр другого участника движения. Вот как описывает свою езду по городу автогонщик Олег Кесельман, призер длинных гонок, выступающий на автомобиле Porsche Carrera GT: « по городу езжу плавно и быстро, делая минимум движений. Никаких резких ускорений и экстренных торможений. Практикую быстрый, но рациональный стиль езды. Ездить спокойно и медленно для меня неприемлемо, так как считаю это опасным. Я всегда предпочитаю двигаться быстрее потока по своей собственной траектории. Это позволяет мне управлять ситуацией. Если движешься со скоростью потока, - он управляет тобой и ты ему подвластен. Любой участник движения становится при этом потенциально опасным, а я чувствую свою незащищенность.
Моя манера езды базируется на гоночном опыте, на умении прогнозировать развитие любой ситуации. Дорожный расклад автоматически просчитывается в голове на несколько ходов вперед. При этом я часто думаю за рулем совсем о другом. Все происходит автоматически. Важно уметь собрать и оценить максимальное количество информации в минимально короткое время. И еще очень важно чувствовать опасность на подсознательном уровне. Например, я знаю, что машина впереди через долю секунды повернет налево, хотя водитель не включал "поворотник" и откажусь от обгона». Начинающему водителю такое проявление водительского мастерства покажется фантастикой, но со временем и для него подобное умение предвидеть развитие ситуации должно стать нормой. Водитель должен учиться прогнозировать развитие ситуации - видеть на несколько шагов вперед. Это приходит с опытом. Опытный водитель практически не попадет в аварийные ситуации. Этим он и отличается от опасного водителя, которому может быть и удается как-то чудом, до поры до времени, благополучно выходить из них без потерь. Развить умение прогнозировать развитие дорожной ситуации можно так: приучить себя постоянно моделировать аварийные ситуации в своем воображении. Например, проезжая остановку городского транспорта вы должны представить, что из-за стоящего автобуса неожиданно появляется пешеход. Что вы будете делать? А если приближающийся к перекрестку автомобиль, не затормозит и выедет перед вами? А что, если тот автомобиль вас "подрежет" или резко затормозит? Хватит ли вам места, чтобы уйти от столкновения? А что вы будете делать, если вон из-за того, стоящего у тротуара грузовика на проезжую часть выбежит ребенок? Проигрывая в голове развитие подобных ситуаций, вы научитесь всегда оставлять достаточно места для маневра. Действительно, что у кого из водителей на уме в плотном потоке транспорта - неизвестно. Это подтверждает еще один российский автогонщик Сотников, Чемпион России по зимним трековым гонкам и серебряный призёр кольцевых автогонок: «На гонках известно, кто есть кто: все едут в одну сторону с одной целью. На городских улицах, что у кого на уме - неизвестно. Кто ищет пункт обмена валюты, кто ищет, где запарковаться, кто читает вывески, кто спешит на работу - у каждого свои задачи. Надо быть готовым к непредсказуемым и неадекватным действиям других водителей». Вот видите, у гонщиков есть чему поучиться даже в практике городской езды!
Очень важно соблюдать дистанцию, то есть расстояние до впереди идущего автомобиля. Кто-то возразит: чуть больше дистанция и сразу кто-то влезет! Посмотрите на проблему спокойно, без лишних эмоций! Ничего страшного не произойдет, даже если кто-то "влез", - можно притормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию. Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя обзорности, возможности выполнить маневр объезда или экстренного торможения. Малое расстояние до впереди идущего автомобиля лишает вас главного оружия: времени и места для совершения контраварийных действий. Именно поэтому Олег Кесельман рекомендует не «утыкаться» в бампер впередиидущего автомобиля, а двигаться с несколько более высокой скоростью, чем скорость основного потока автомобилей. При этом держаться подальше от скоплений автомобилей. Водитель с приличным стажем езды по большому городу, поймет, что я имею в виду. Для остальных поясню: дело в том, что на многополосных улицах поток транспорта распространяется крайне неравномерно. Здесь движение почти застопорилось справа из-за остановок общественного транспорта, а левые ряды летят. А там, наоборот, в левых рядах «затычка», в то время как правые ряды свободны. С увеличением скорости дистанция должна несомненно возрастать. Существует формула определения дистанции: она должна составлять половину скорости автомобиля. Например, скорости в 60 км/час, предельно разрешенной в городской черте, соответствует дистанция в 30 метров. Для движения по загородным дорогам это будет минимальной дистанцией, а для городской езды ее можно сократить (минимальный предел составит 0,3 умноженное на скорость в км/ч). Значит, для города минимальной дистанцией будут 20 метров. Очень важно сохранять безопасную дистанцию, не только двигаясь с постоянной скоростью, но и при разгоне, а главное - при торможении. Остановку у светофора я советую делать следующим образом: плавно погасить скорость метров за 20-30 до остановившегося впереди вас автомобиля и медленно подкатиться к нему. Этот прием уменьшит вероятность наезда сзади идущего автомобиля, так как его водитель вынужден будет среагировать на ваше торможение заранее. Кроме этого впереди вашего автомобиля будет достаточно места, чтобы вам самим успеть среагировать на возможную аварийную ситуацию. Подкатываясь к стоящему впереди автомобилю с маленькой скоростью, вы остановитесь от него на достаточном расстоянии. Каком именно? Рекомендую пользоваться таким приёмом: Подкатывайтесь к нему, пока не начнет скрываться из поля зрения место контакта его задних шин с асфальтом. «Прицелом» могут служить дворники, нижняя кромка лобового стекла или капот вашей машины - всё зависит от её конструкции. Если по каким-то причинам на зеленый сигнал светофора автомобиль впереди вас не двинется с места, вы сбережете свои нервы. Возможность объехать остановившийся впереди вас автомобиль, который по каким-то причинам не поехал дальше – необходимое условие грамотной езды по городу. Привычка не подкатываться вплотную к переднему автомобилю даст вам независимость от действий других участников движения. Именно к независимости от обстоятельств надо всегда стремиться при управлении автомобилем на городских улицах.
Какая там независимость при троганьи с места у светофора на перекрестке? - воскликнет иной читатель. Один «заснул», другой мечтает, третий просто не собран за рулем. В развитых странах поток транспорта, когда вспыхивает зеленый глаз светофора, трогается с места абсолютно синхронно. Может такое когда-то будет и у нас. Пока, поток очень рваный и это, правда – кто замечтался, а кто, особенно на старых отечественных машинах иначе и не умеет, да и техника не позволяет. Так или иначе, не сигнальте замешкавшемуся перед вами водителю. Вы не знаете точно, из-за чего он не едет, верно? Может быть, его держит препятствие, а вам его не видно. Им может быть «припозднившийся» с переходом улицы пешеход. Ваш сигнал добавит стресса и ему ( а им может оказаться и женщина с коляской), и водителю, перед капотом автомобиля которого он находится.
Этика поведения на оживленных улицах - вопрос особый. Что может изменить один дисциплинированный, с уважением относящийся к окружающим водитель? Каждый имеет в виду себя и сам себе отвечает: ничего не изменишь, поэтому остается только быть хамоватым эгоистом как все вокруг. Во-первых, это не совсем так. Чем больше на улицах наших городов появится водителей, демонстрирующих корректное поведение, тем цивилизованнее, культурнее станет климат на российских дорогах. Во-вторых, вежливых водителей можно встретить уже сегодня! Водители престижных иномарок, наверняка меня поддержат. Как это ни кажется парадоксальным, но они уже сегодня пропускают друг друга и пешеходов и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах России. Хотите - верьте, хотите - нет, но, например, в Германии водители БМВ в первую очередь пропустят водителей, управляющих машинами той же марки. То же самое относится и к водителям Мерседесов. Кажется, и у нас зарождаются подобные негласные правила и в этом нет ничего дурного. Попробуйте выполнять простое правило, хотя оно и требует спокойствия, «холодной» головы и крепких нервов: никогда не пытайтесь научить или проучить кого-то на дороге. Повлиять на других водителей или пешеходов, сделать их лучше, вряд ли получится. Что тогда делать? Ответ прост: показать достойный пример. Однажды автор ехал на автомобиле в качестве пассажира и стал свидетелем непростой, но, к сожалению довольно типичной ситуации. Водителю не понравилось, что две девушки, переходившие улицу, совершенно не смотрели в его сторону. Подруги уже благополучно достигли середины проезжей части, как вдруг водитель начал сигналить, нервно вскрикивая: «Они не смотрят, что на них едет машина!», и … о, ужас! - направил автомобиль прямо на них. Девушки, к счастью, уже оказались на другой стороне улицы, а «горе-водитель» просто чудом увернулся от встречной машины, которую он заметил, увлеченный своим "педагогическим" порывом, только в самый последний момент. К счастью все обошлось без эксцессов. Девушки, наверняка, так и не заметили рискованного «учительского» маневра новоиспеченного «Макаренко». А сколько водителей совершают аварии, доказывая свою правоту с единственной целью наказать обидчика? Поверьте, водитель выглядит полным идиотом, когда пытается во что бы то ни стало догнать подрезавший его автомобиль лишь с одной целью - обернуться в его сторону чтобы внимательно посмотреть, кто там за рулем, что за дурак, и покрутить у виска пальцем. Но сам то он в этот момент на дорогу не смотрит! А потом, не все ли равно, кто там за рулем? Недопустимо гнаться за кем-то, подрезать или зажимать обидчика с единственной целью проучить или наказать его. Не будем забывать, что автомобиль - источник повышенной опасности. Чтобы вам никто не мешал, свободно маневрируйте в потоке, делая это безопасно для окружающих. Старайтесь двигаться по собственной траектории движения, и если вам кто-то мешает, спокойно измените эту траекторию. Такой стиль позволит вам двигаться не «упираясь» в помехи, а безопасно минуя их. Послушаем, что расскажет по этому поводу Михаил Ухов, Чемпион России по кольцевым автогонкам в классе Туринг 2003 года: «Как я езжу? В двадцатилетнем возрасте я ездил быстро и нарушал правила. Сегодня я назову это хулиганством. Свой гоночный опыт я стараюсь не распылять и езжу очень аккуратно. Нарушаю только скоростной режим и то, только очень обдуманно. Главное, не создаю помех другим водителям. Смотрю, чтобы не спровоцировать кого-то на быструю езду. Если вижу, что другой водитель начинает за мной гнаться - тут же уступаю ему, показывая этим, что он выиграл. В городском цикле я спокоен, сконцентрирован, хотя и внешне расслаблен. На гонках - часто по-другому. Там на приборный щиток, порой нет времени посмотреть.
Кто хочет совершенствоваться за рулем должен соблюдать правила движения. Ограничения и порядок систематизируют отношение человека к делу. В городском движении экспериментировать не надо. Тренироваться лучше в специальном месте и в определенное время. На дороге ситуация меняется независимо от водителя, которому приходится моментально оценивать огромное количество факторов. Например, на широких московских проспектах случается множество аварий с тяжелыми последствиями. Анализируя их, я понимаю, что твой навык тебя не спасет, когда тебе "в лоб" летит "неуправляемый снаряд", а уйти от него некуда. Поэтому, в левом ряду стараюсь не ездить». По-моему всё изложено очень доходчиво и понятно. Дорога не место для удовлетворения своих амбиций. Если вы считаете, что вы лучший водитель и хотите продемонстрировать своё мастерство, пожалуйста! Для этого есть специальные трассы, на которых можете попытаться обогнать Михаила. Только, боюсь, ничего у вас не выйдет. А вот что касается нарушения скоростного режима, тут не всё так гладко. Помните ситуацию, а такие наверняка были ( или будут), когда вас останавливали в городе за превышение скорости. Вы наверняка пытались доказать инспектору, что вы не в чем не виноваты, дескать весь поток двигался 80 км/час ( при разрешенных 60-ти). На первый взгляд та оно и есть, чего это вам вдруг соблюдать скоростной режим, когда все вокруг его нарушают? Да, но если в аварию попадете вы ( а это, упаси Господи, может быть и наезд на человека), превышение скорости, как отягчающее обстоятельство вменят в вину именно вам, а не другим водителям. Наивно думать, что превышение скорости является признаком мастерства и отваги за рулем автомобиля. Кто-то из водителей, наверняка думает, что скорости в городе, так или иначе, все равно невысокие и что может случиться на скорости, скажем в 30 км/час? Поэтому такие гордо заявляют, что пристегиваться в городе они считают ниже своего достоинства, а вот когда они выедут из города на шоссе или автостраду, тогда обязательно пристегнутся! Ошибаетесь дамы и господа! Во-первых, и вне города, держу пари, не пристегнетесь! Во-вторых, последствия для водителя даже при аварии могут быть плачевными. Немецкий раллист и инструктор по экстремальному вождению Клаус Бульманн сказал об этом следующее: « фронтальная авария на скорости до 50 км/час будет иметь такие последствия для водителя, как будто он на всем бегу врезался в бетонную стену». Понятно, что если повезет отделаться одним лишь тяжелым сотрясением мозга и сильной травмой лицевой части – хорошо! Есть еще и другой очень важный аспект. Подавляющее количество современных автомобилей оснащено подушками безопасности. Так вот, если подушка в момент столкновения выстреливает, а водитель не пристегнут, то последствия для него могут быть самые нежелательные. Это вполне логично, так как конструкторы автомобиля, разрабатывая пассивные меры безопасности для этого автомобиля, даже и предположить не могли, что водитель может оказаться не пристегнут ремнем. Получается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что данный современный автомобиль ( в данном случае марка не важна) отлично сконструирован в смысле безопасности водителя и пассажиров и получил по результатам крэш-теста все пять звезд, в ваших руках он становится опасным. Это вы по своей халатности перевели его в разряд опасных, собственноручно лишив нескольких звезд! Вы переедите добровольно в трехзвездочную гостиницу, если у вас оплачен пятизвездочный отель? Думаю, нет, вы ведь себя любите, не так ли? Не надо забывать об этой любви, садясь в машину. Запомните, если имеются подушки безопасности, пристегиваться на современных машинах нужно обязательно ( это касается так же и пассажира). И пассажиров на задних сидениях тоже!
Готов повторять многократно: при каждом перестроении обязательно включайте «мигалку». Не сделать этого, все равно, что войти в комнату, не постучавшись и не поздоровавшись. К сожалению, водителей, соблюдающих элементарную этику, становится все меньше. Таким, которым все вокруг мешают - становится больше. Вспомним наш мини-тест: если водителю все мешают, значит, он сам делает все неправильно. Происходит это и от недостатка опыта и от нежелания разобраться в простых ситуациях. Вся беда в том, что некоторым водителям просто не дано здраво мыслить за рулем: все свои ошибки они спихивают на других и искренне уверены, что во всех их неудачах повинны другие. А что если перестать ворчать и ругаться, а пропустить машину, выезжающую из двора или маленького переулка. Пропускать принято во всем мире. Почему " у них" пропускают, а у нас нет? За границей невольно за рулем ездишь «по западным» правилам, пропуская каждого, кто в этом нуждается. Почему? Возможно, для собственного удовольствия и удовлетворения. Это улучшает настроение, ведь ты помог коллеге-водителю или пешеходу в трудной ситуации. В результате: взаимопомощь и уважение на дорогах у них, и совсем другая атмосфера у нас. К сожалению, в России до взаимного уважения участников движения еще далеко. Дорога – это не место для выражения собственных неудовлетворённых амбиций и удовлетворения больного самолюбия.
Найти нужный маршрут в больших городах трудно. Посмотрел план, наметил маршрут проезда, – а на деле все по-другому: здесь поворот запрещен, там - одностороннее движение. Так много запрещающих знаков как у нас, нет ни в одной стране мира. Начинающим водителям рекомендуется выезжать рано утром в выходной день, чтобы выучить на первое время свои основные маршруты. На полупустых улицах можно без труда разглядеть все знаки и запомнить особенности маршрутов. Соблюдая дорожную разметку, учитывайте, что остальные водители, скорее всего, игнорируют ее и в самый неподходящий момент вытеснят вас из занимаемого ряда.
Вот типичная конфликтная ситуация: кто-то хочет повернуть «на стрелку», влезая без очереди. Не мешайте! Пропустите его, – это не навредит вам. Вы не опоздаете из-за того, что впереди станет одним автомобилем больше. В подобной ситуации может оказаться любой водитель или вы сами. Тогда разумно не лезть напролом, а знаками просить пропустить вас. Обычно это действует безотказно. Не забудьте поблагодарить пропустившего водителя поднятием руки. Быстрая езда по загруженному движением городу ничего, кроме стресса, лишних литров сожженного бензина, стертых покрышек и провоцирования аварийных ситуаций не принесет. Тесты российских и зарубежных журналистов доказываю, что попытки пересечь город на большой скорости, залезая в каждую щель, практически не принесут выигрыша во времени. Средняя скорость движения потока в городских условиях не превышает 20-30 км/ч. Значит, выигрыш от агрессивной манеры езды составит не более 5-10 минут. Так стоит ли свеч такая игра?
С улиц больших городов почти исчезли велосипедисты, а мотоциклисты возвращаются, но совершенно в другом качестве. На мощных иностранных мотоциклах они опасны тем, что появляются неожиданно, и в самом неподходящем месте. Там, где вы никак не ожидали их встретить. Они развивают огромные ускорения, носятся на большой скорости по разделительной полосе, без зазрения совести пересекают сплошную двойную линию разметки. Будьте особенно внимательны весной, когда после «зимней спячки» вы отвыкли от такой опасности и их особенно много! А самое страшное, что среди них много новичков и многие без шлемов. Извините за резкость, но московские автоинспектора, или «гаишники», которые почему-то перестали штрафовать за непрестегнутый ремень, совершенно равнодушны и к мотоциклистам без шлемов, а все это вместе отдает дикими нравами страны третьего мира! Коль скоро мы заговорили о работниках ДПС, поделюсь своими впечатлениями о работе немецкой полийии,
сделанными в Германии. Движение там организованно совершенно иначе и понимание своих задач полицейскими совершенно иное, чем у нас. Это заинтересовало. Встретится с берлинским полицайдиректором по транспорту ( по нашему – начальник ГАИ) оказалось очень просто: звонок в отдел прессы столичной полиции – место и время встречи назначены. И вот ваш покорный слуга корреспондент Михаил Горбачев в полицейском управлении Берлина задает вопросы господину Клангу.
- Каждому, кто побывал в Германии, бросается в глаза, что на улицах и перекрестках нет полицейских постовых, при этом движение прекрасно организовано.
-Зачем полицейскому целый день торчать на перекрестке, если там исправно работает светофор? Регулировщики появляются, только если он сломался. Прибор обходится дешевле полицейского: купил один раз – служит десятилетия. На трассах светофоры работают в режиме «зеленой волны». Для полицейского главное, чтобы транспорт двигался без заторов и пробок! Это очевидно. Не очень? Тогда давайте начнем с азов: с принципов работы. Не удивляйтесь, это больше экономический вопрос.
Основная задача полицейского проста: обеспечить беспрепятственное движение транспорта. Тогда бизнес будет работать лучше, предприниматели заплатят больше налогов государству, а оно, имея средства, позаботится о полицейском. Истина проста: больше порядка – богаче страна.
- Теперь об искушении властью. Знаю, что дать взятку немецкому полицейскому практически невозможно. Как удалось этого добиться?
- В нашем обществе есть такая философия: «Беруфсбеамтентум» - опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Фактически, полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и о его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов ( в Германии сегодня около 5 млн. безработных, это крайне важно!) Вместе с тем, полицейские не имеют права на забастовку. Неоплачиваемые сверхурочные для них – обычное дело. Все полицейские, включая низшие чины застрахованы в частных страховках, значит получают бесплатное медицинское обслуживание самого высокого уровня. Это не привилегия: любой полицейский ради защиты интересов государства рискует своей жизнью. Вообще, «философия» нашей полиции направлена против привилегий. Мы находимся практически на самообеспечении – увеличиваем количество дежурств и поступления от штрафов возрастают – таким образом, пополняем казну. С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше соблазн замарать честь мундира. Не случайно Германия – на последнем месте в Европе по количеству нечистоплотных полицейских. Играет положительную роль и тот факт, что полицейским можно стать только с двадцати восьми лет после серьезных проверок. У нас очень жесткая
кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.
Грамотного водителя в городском потоке видно сразу. Он:
- правильно сидит и верно держит руль;
- плавно разгоняется и так же тормозит у светофоров;
- спокойно пропускает общественный транспорт, отъезжающий от остановок и подъезжающий к ним (согласно правилам дорожного движения);
- не держит правую руку на переключателе скоростей;
- без особой нужды не «скачет» из ряда в ряд;
- выбирает оптимальную дистанцию и правильную траекторию в поворотах;
- никогда не ругает водителей и пешеходов, так как ему никто не мешает;
- постоянно владея дорожной обстановкой, правильно пользуется зеркалами, и безопасно перестраивается из ряда в ряд;
- всегда знает ситуацию вокруг своего автомобиля, и поворачивая или перестраиваясь, не забывает включать "мигалку".
На последнем пункте остановимся подробнее. В американском учебнике автогонщиков сказано: «В гонках важно знать, кто находится сзади и сбоку!» Всю информацию гонщик получает по зеркалам заднего вида. Кто пренебрегает зеркалами - попадает в трудные ситуации. С другой стороны, известны случаи, когда, увлекшись зеркалами, гонщик вылетал с трассы. То-то и оно! Зеркалами надо уметь правильно пользоваться. Даже короткий взгляд в зеркало отвлекает внимание водителя от дорожной ситуации. Поэтому взгляды, бросаемые водителем в зеркала должны быть минимально короткими. Лучше два коротких взгляда, чем один неоправданно длинный. Фокусируя, буквально, на долю секунды взгляд на зеркалах заднего вида, водитель боковым зрением контролирует обстановку перед автомобилем. Это абсолютно правильно и особенно важно в потоке автомобилей, когда ситуация меняется каждую секунду. Впереди идущий автомобиль затормозит в любой момент, и избежать наезда поможет только чудо. Опасаясь этого, многие водители, находясь в плотном потоке транспорта, стараются вообще не смотреть в зеркала. Вряд ли это правильно. Чтобы уверенно и безопасно маневрировать в потоке, свободно ориентироваться по зеркалам просто необходимо. Как это делать самым оптимальным образом? У большинства современных автомобилей три зеркала: левое боковое зеркало, правое боковое зеркало и зеркало заднего вида, расположенное в салоне автомобиля в верхней части ветрового стекла. Обычно, «салонное» зеркало дублирует левое боковое зеркало. В нем водитель видит свое лицо, заднюю стойку кузова и микроскопический участок дороги сзади. Использование его в таком варианте не эффективно, так как переводить взгляд направо при совершении маневров влево не представляется вполне логичным. Лучше использовать левое наружное зеркало для оценки обстановки сзади слева, а «салонное» отрегулировать таким образом, чтобы видеть в него большую часть заднего стекла и хотя бы кусочек пространства сзади справа от автомобиля. Само собой разумеется, при такой регулировке водитель не видит своего лица и это верно! Во-первых, при каждом взгляде в зеркало ( и это подтвердит вам любой психолог), человек невольно остановит взгляд хотя бы на долю секунды на своем изображении. Во-вторых, это поможет нашим милым дамам не терять концентрации за рулем. Для них взгляд в салонное зеркало заднего вида, подчас лишь лишний повод проверить на месте ли макияж. Правое наружное зеркало, само собой, дает картину того, что находится сзади справа. При такой регулировке водитель совершает вполне логичные действия: при маневрах налево смотрит в левое зеркало, а для совершения маневров вправо бросает свой взгляд так же вправо, получая информацию по двум зеркалам – салонному и боковому. В трудных случаях, быстрым поворотом головы вправо можно убедиться в том, что картинка, увиденная в зеркалах, соответствует действительности. При данном варианте регулировки так называемая «мертвая зона», к сожалению, неизбежная спутница водителей – минимальна. Опытные водители, бросая несколько быстрых взглядов в зеркала заднего вида, довольно точно определяют скорость приближающегося сзади автомобиля. Сферические «панорамные» салонные зеркала очень сильно искажают расстояния, и поэтому, определить по ним скорость следующей сзади машины сложно, если вообще возможно. По этой причине пользоваться ими не рекомендую. А определять скорость автомобилей по зеркалам необходимо! Без этого не выполнить маневра, который можно назвать скоростным перестроением. На многополосных улицах часто возникает ситуация, когда вам надо перестроиться из левого в правый крайний ряд, скажем для поворота направо. В правых рядах, как всегда медленно движется плотный поток транспорта, но перед очередной группой машин впереди есть «окно». Чтобы в него попасть перестроение надо начать не с замедления, а с ускорения. Ваша задача - обгоняя эту группу, оказаться впереди нее. Вот здесь, описанный выше прием регулировки зеркал и окажет вам неоценимую услугу.
Нехватка места для остановки и стоянки автомобилей в крупных городах стала для российских водителей большой проблемой: при бурном росте автопарка наблюдается хронический дефицит стоянок. Проблема усугубляется тем, что «паркуются» российские водители безобразно! Ситуация, когда один автомобиль занимает место, на котором спокойно могут разместиться две, а то и три машины, - не исключение, а правило. Культурный водитель никогда не заблокирует своей машиной свободные места на парковке, выезды и въезды. Он не создаст помех другим участникам движения. Никуда не годится опасная парковка на проезжей части, создающая аварийные ситуации. Никогда никого не «запирайте» своим автомобилем. Как показывает практика, даже самая кратковременная блокировка ничего, кроме неприятностей не принесет, даже если вы отлучились буквально «на минутку». Только вы отошли, как по "закону подлости" появляется водитель «запертого» автомобиля. Ситуация всегда очень нервная и ваша вина в ней очевидна. Поставьте себя на место водителя, чью машину вы заперли своей и вам все станет ясно.
Сегодня, увы, не редкость, когда перед поворотом налево водитель бесцеремонно выезжает на встречную полосу, считая, что так ему удобнее. Такой маневр – не только грубое игнорирование правил, но и полное пренебрежение к окружающим. Такой водитель, вне сомнения, никогда в жизни не заглядывал в правила дорожного движения, а права просто купил. Самое страшное, что он не понимает, что грубо нарушает правила, и при этом могут пострадать ни в чем не повинные люди.
Высокая плотность движения в городском потоке требует от водителя максимального напряжения внимания. Об этом мы уже говорили. Если водителю не хватает информации для правильной оценки обстановки и принятия верного решения можно легко угодить в аварию. Виновные в ней водители, обычно объясняют причину так: «Не увидел», «Не среагировал», «Не предполагал» и т.п. Разберем самые типичные аварийные ситуации. Назовем их "запрограммированные аварии". Они словно "подлавливают" водителя врасплох, но если быть начеку, можно выйти сухим из воды. Вот одна из таких ситуаций: выезд на главную дорогу под углом. Аварии здесь часты, и как две капли воды похожи одна на другую. Случаются они так: водитель, находящийся спереди начал движение, но засомневался: успеет ли он выехать, и внезапно затормозил. Водитель, находящийся сзади, видя, что машина перед ним поехала, тоже начал трогаться и посмотрел налево (убедится в том, что он не создает помех тем, кто едет по главной дороге). В этот-то момент и раздается глухой металлический удар, сопровождающийся звоном разбитого стекла. Приехали! Чтобы не попасть в подобную досадную аварию требуется запомнить всего лишь одно правило: «Не надо смотреть налево, пока автомобиль, находящийся перед вами окончательно не уедет!»
«Главное – не перестраивайся из ряда в ряд без нужды!» – напутствовал ценными советами один автомобилист своего друга, отправляющегося в Соединенные Штаты, и был абсолютно прав. Плотность потока транспорта там высока, а скорость автомобилей во всех рядах одинакова. Перестроение оправданно только для занятия нужного ряда перед поворотом. У нас в крупных городах ситуация иная. Поток транспорта достаточно «рваный». Автомобили движутся с различной скоростью и это обстоятельство, так и подмывает начать опасный слалом. Один знакомый, большой любитель «нырять» в соседние ряды рассказал такую историю: «Еду как-то на дачу, в машине полно вещей, жена, дети. Увидел слева «дырку» – и чисто машинально юркнул в соседний ряд по старой привычке. И надо же! Именно в этот момент, автомобиль, двигающийся впереди, резко затормозил. Я в него, а сзади грузовик. Понятное дело – ему-то еще труднее остановить такую махину. Короче, припечатал он меня как следует. Слава Богу, скорость была маленькая, и никто из людей в этой аварии не пострадал».
Аварийная ситуация может возникнуть и при взаимном перестроении. Предположим, вы увидели справа «окно» между автомобилями, и хотите занять это место. Оно образовалось как раз перед автомобилем с большими габаритами: автобусом, грузовиком и так далее. Но он загораживает другой автомобиль, намеревающийся занять то же самое пространство впереди, что и вы, но слева. Он появится там, куда вы целитесь, нежданно - негаданно. Короче говоря, внимание и еще раз внимание! Нелишне вспомнить, что при одновременном (взаимном) перестроении транспортных средств, движущихся попутно, действует правило "правой руки".
«Запрограммированная» авария может случиться и при движении задним ходом. Один водитель поворачивает налево. В проезд между домами, в подворотню, в открытые ворота или в какой-то второстепенный въезд. Делает он это только для того, чтобы развернуться. Об этом не догадывался другой водитель, который тут же пристроился за первым, буквально "подпер" его. "Передний" включает заднюю передачу, оборачивается через правое плечо и бодро подает назад. Задний автомобиль получает удар. Это он спровоцировал аварию.
Один знакомый рассказал мне страшную историю. Сдавая задним ходом во дворе, он не заметил маленького ребенка, играющего у заднего бампера его автомобиля. О, ужас, тот упал на асфальт между колесами. Произошло чудо: проезжающий над ним автомобиль не причинил ему никакого вреда. Мой знакомый долго не мог выйти из шокового состояния. Вывод один: будьте предельно внимательны при езде задним ходом. Тем более на современных легковых автомобилях, с их низкой посадкой кузова относительно дорожного покрытия. Знаете, почему повезло моему приятелю? Он был на старой Волге, но с новыми рессорами, обеспечившими достаточный дорожный просвет, чтобы под машиной смог безболезненно поместиться ребенок.
Затрону очень важный вопрос, связанный с взаимоотношениями водителей на дорогах. Правила гласят, что участник дорожного движения не должен начинать, продолжать или возобновлять движение или осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Понятное дело - "не должен", но часто именно так и поступает. Например, не успел закончить какой-то маневр: разворот на перекрестке или выезд на главную дорогу, а может быть, он не успевает завершить маневр обгона. Важно, чтобы в таких ситуациях водители уважали взаимное право на ошибку. Ошибиться может любой, и вы в том числе! Каждый водитель обязан настроить себя так, чтобы простить ошибку другого. Кстати, и об этом сказано в правилах: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Что стоит слегка притормозить, чтобы дать своему коллеге-водителю безопасно завершить свой маневр? Да, он не прав, не рассчитал, не сумел. Может быть, просто не получилось. За рулем может оказаться и новичок, и инвалид на машине с ручным управлением и беременная женщина и просто плутающий в лабиринтах улиц незнакомого города иногородний водитель. Проявите благородство, – не нажимайте на педаль газа или на сигнал, если вы уверены в своей правоте, а нарушает кто-то другой. Он делает это не специально, будьте великодушны, - простите его и нажмите на тормоз. Вспомните, что я говорил о менталитете западного водителя. Он умеет подст
2006-03-24
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|