СТАТЬИ
Колоть и резать!
Колоть и резать!
Шипованные шины позволяют улучшить управляемость автомобиля зимой, но увеличивают расход горючего – литр на 100 километров.
Шипованная шина обеспечивает повышенное сцепление с обледеневшей дорогой благодаря шипам противоскольжения – они впиваются в лед, колют и режут его. Профилированный твердосплавный стержень – сердцевина шипа и его основная деталь. Впрочем, деталей у шипа всего две: кроме стержня есть еще и сам корпус шипа, в котором этот стержень держится. Держится довольно крепко, во всяком случае проблемой, волнующей автомобилистов, является не выпадение стержня из корпуса шипа, а выпадение самого шипа из шины.
Кузнецы и снежинки
Начнем с того, что шипы гораздо старше автомобилей. Кузнецы вбивали гвозди в кожаные накладки на колесах повозок и карет еще в начале XIX века. С появлением пневматических шин о шипах забыли, но уже в начале 1930-х их стали применять снова – сначала на гоночных, а к середине пятидесятых и на обычных автомобилях. В течение последних десятилетий эта, на первый взгляд простая, деталь многократно меняла и конструкцию, и форму, и материал. У нас в стране о шипах узнали позже.
«В начале шестидесятых на московском ипподроме зимой гонялись на самоделках и формулах с ошипованными шинами. Причем шипы допускались сквозные, как для мотогонок по льду, и очень длинные – пожалуй, 15 миллиметров, не меньше. Я изготовил самодельные шипы наподобие сквозных мотоциклетных, всю ночь шиповал колеса и на следующий день в гонке занял первое место», – пишет известный гонщик советских времен Юрий Андреев. Пощупали руками настоящие шипованные шины иностранного производства первыми из советских людей раллисты, принявшие участие в ралли «Монте-Карло» в 1964 году. Без «шиповок» по ледяным альпийским дорогам проехать было бы вообще невозможно. Но они не спасли от провала – сориентироваться на незнакомых дорогах без карт и знания языка оказалось невозможно, и за суммарное опоздание свыше часа все советские экипажи, выступавшие на «Москвичах» и «Волгах», были исключены из зачета. Но полезный урок был извлечен, и вскоре государственные черные Волги бы ли обуты для зимней эксплуатации в отечественные шипованные зимние шины «Снежинка». Стоит ли говорить, что в эпоху тотального дефицита такие шины были для обычных автолюбителей совершенно недоступны.
Сделай сам
Впервые в автомобильных гонках на треке эксперимент с шипами был проведен в начале восьмидесятых. Гонщикам, приглашенным к участию в «Гонке звезд», традиционно устраиваемой журналом «За рулем», раздали финские спортивные шипы «Комет» и отечественные «дубовые москвичевские» зимние шины. Каждый гонщик шиповал свои шины самостоятельно, и среди них был ваш покорный слуга. Делалось это так: высокооборотной пневматической сверлильной машинкой (наподобие зубной) специальным сверлом сверлились дырки. Главной задачей было не просадить шину насквозь! Затем отверстие заливалось специальным клеем «Локтайт», и шип аккуратно вставлялся в него с помощью специальной, также пневматической шиповальной машинки. Она нежно раздвигала края дырки под шип в разные стороны лапками-усиками и проталкивала сам шип специальным поршеньком, тяжело вздыхая при этом, выпуская излишки воздуха. Кто сумел достать специальный клей и делал вышеописанную операцию аккуратно и неспешно, получал надежные шины, в которых шипы держались мертво – не выскакивали. Гонка проходила на коротком треке и больше походила на корриду – под конец не осталось ни одного целого автомобиля, чем был несказанно удивлен случайно оказавшийся в это время в Москве президент FIA (международной федерации автоспорта) Жан-Мари Балестр. «Ну и гонки, ай да русские! Нигде в мире таких брутальных битв не видел!» – восхищался он.
Через некоторое время эксперимент с шипами был повторен, и шипы стали существовать параллельно с «бесшиповыми» гонками. Если когда-то, в начале 1990-х годов, в гонках по ледовому треку применялись даже длинные семимиллиметровые шипы, то начиная с сезона 2004 года в историю ушли и 4,5-миллиметровые. Вместо них теперь используются шины с шипами длиной 1,5 миллиметра – они меньше разрушают ледовую дорожку, снижают влияние на результат мощности мотора и повышают зрелищность соревнований.
Езда на миллиметре
Езда по ледовой дорожке на 1,5-миллиметровых шипах по ощущениям похожа на езду без шипов по утрамбованному снегу. У начинающих гонщиков создается впечатление, что машина неплохо держит любую траекторию. Однако при попадании на участки с глубоким слоем ледяной крошки сцепление шин резко падает – эффект напоминает аквапланирование. Если смотреть со стороны, видно, как машина буквально вязнет, резко сбавляя скорость, а соперник, находящийся рядом, моментально выигрывает метров 30–50. Глубокий слой крошки собирается на внешнем радиусе, что делает езду с упором о внешний вал бессмысленной и практически невозможной. На таких шипах тактика сводится к выбору правильной траектории в вираже, напоминая гонки на овалах серии Инди.
Шипы для ралли
Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля – это факт. Но раллисты отлично справляются со своими стальными конями на любом скользком покрытии, даже на льду. «Мне очень нравится ралли в Швеции – из-за ощущения какой-то воздушности машины на «снежных» шинах, когда в поворотах ты можешь скользить, не теряя драгоценных минут на торможение…», – как-то признался Колин Макрей, чемпион мира по ралли. Красиво сказано! Еще бы! Из зимних раллийных шин торчат шипы длиной в 4,5 мм, и скользить, конечно, приятно, а главное – довольно безопасно. Такая езда по ощущениям больше напоминает гравийную.
Анатомия гражданского шипа
Оставим в стороне спорт и «боевые» зимние шины. Споры о целесообразности применения шипов противоскольжения на обычных автомобилях длятся уже лет тридцать. Прежде чем взвесить аргументы за и против, давайте посмотрим, что представляют собой современные шипы. Современный шип, напомним, состоит из двух элементов: корпуса и твердосплавной рабочей вставки. Корпус изготавливается из мягкой стали или алюминиевого сплава. Кроме того, известны шипы из пластмассы и керамики – но в России они не прижились.
Конструкторы борются за уменьшение веса и размеров шипа: от этого зависит его разрушающее воздействие на дорожное полотно. Современные шипы делят на однофланцевые «гвоздики» и многофланцевые. Однофланцевые шипы дешевле на 30–35 процентов. В городах, где скорости невелики, подойдут «гвоздики», а на загородных трассах надежнее многофланцевые.
Хорошо, если в зоне пятна контакта шины с дорогой одновременно находится от 8 до 12 шипов, но часто их бывает меньше. Владельцев шипованных шин поджидают в процессе их эксплуатации две основные неприятности. Это ослабление посадки шипа в теле покрышки и его коррозия. Первое чревато выпадением шипа, но прежде в зазор между телом шипа и резиной попадает вода – и процесс пошел.
Предполагалось, что многофланцевый шип спасет положение, поскольку верхний фланец создаст преграду воде и увеличит прочность фиксации шипа. Эксплуатация показала, что многофланцевый шип держится лучше – но не более того... Резина не в состоянии повторить форму шипа, а предусмотреть фигурную дырку, которая повторяла бы рельеф шипа, сложно и дорого. Поэтому между корпусом шипа и стенкой отверстия образуются пустоты, в которые при раскачке шипа «подсасывается» влага.
Огромное значение имеет температурный режим работы шипов. Особенно опасно разгоняться на шипованных шинах по сухому асфальту при плюсовой температуре. При скорости свыше 60 км/ч уже через 30 минут верхний фланец шипа разогревается до 1000С, а при такой температуре начинается осмоление резины. В результате нарушается структура поверхности отверстия под шип, резина твердеет и начинает разрушаться, а шипы вылетают.
Шипы: за
На скользких зимних дорогах они сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и почти исключают пробуксовку колес. Преимущества ошипованной резины особенно ярко проявляются в двух случаях. Во-первых, на мокром льду при температуре близкой к нулю. Во-вторых, на заснеженных участках с интенсивным движением. В этом случае укатанный снег подтаивает от множества колес и превращается в ледяной каток. Обе ситуации именуют у нас гололедом или гололедицей. Кстати, шипы колют и режут, разбивая ледяную корку, оставляя за собой уже не такой скользкий след, а значит, более безопасный для обычных шин.
Шипы значительно снижают риск зимней езды. Они улучшают обстановку на зимних дорогах, в том числе и в крупных городах, где езда сопряжена с бесконечными маневрами, торможениями и разгонами, так как поведение автомобиля, обутого в шипованные шины, более предсказуемо. То же самое, но в меньшей степени относится и к обычным зимним шинам без шипов. Так или иначе, забота о безопасности на дорогах в зимнее время вынудила власти скандинавских стран, независимо от состояния дорог и качества их уборки зимой, предписать законом использование зимних шин.
Шипы: против
А теперь о минусах шипованных шин. На мокром и сухом асфальте тормозной путь автомобиля с шипованными шинами увеличивается, а шипы разрушают дорожное покрытие. Это факты бесспорные. Асфальтовая пыль, которой тем больше, чем больше шипованных шин проехало по дороге, относится к канцерогенам. Хотя при миллионах кубометров выхлопных газов, ежеминутно выбрасываемых в атмосферу, асфальтовая пыль – ничтожная добавка. Но, так или иначе, зимой 1974/75 годов в ФРГ шипы были запрещены. Вскоре подобный запрет появился и в других европейских странах. Скандинавы к ним пока не присоединяются – они-то знают, что такое настоящая зима.
Миф о плавающем шипе
Спросите у продавца шипованных шин, какая модель лучше, и он вам обязательно посоветует шину с плавающим шипом и подробно объяснит, почему такой шип лучше. Он, видите ли, при движении по асфальту утапливается, а на льду вылезает, чтобы с силой вгрызаться, колоть его и резать.
На самом деле нет такого технического термина, как «плавающий шип», – это чисто народное выражение, родившееся еще лет 10–12 назад, когда первые более-менее массовые поставки финских шин марки Nokian окрылили автовладельцев.
В результате сравнения характеристик дубовой «снежинки» с этим чудом и родился этот термин. Его тут же взяли на вооружение продавцы шин, всегда говорящие на языке клиента. Надо сказать, что масла в огонь подлили и производители шин. Они объявили об изобретении принципиально новых шипов. Но не следует воспринимать термин «плавающий шип» совсем уж буквально. Специалисты немецкого концерна «Continental» при описании новой шины имели в виду, что новая конструкция шипа наряду с новыми разработками в области протектора позволяют свести к минимуму потери шипов при движении. К сожалению, прогресс еще не дошел до того, чтобы шипы умели вылезать наружу, распознавая лед, и прятаться, попав на сухой асфальт.
5 мифов о шипах
Слово нашего эксперта Михаила Горбачева
Еще находятся водители, в штыки воспринимающие шипованные шины. Зачем стачивать шипы зимой об асфальт, которого в результате применения химикатов для таяния снега в городах предостаточно? Да и тормозной путь на мокром асфальте увеличивается! – говорят они. Возражу: в зимних условиях водитель чувствует себя на шипованных шинах более комфортно и уверенно на любых покрытиях. Зимний асфальт более скользкий, чем летний, и это чувствуется на любых шинах. Что касается тормозного пути, то зимой он также увеличивается независимо от типа шин, и опытные водители это хорошо знают. Во всяком случае, считаю применение шипованных шин для водителей-новичков обязательным. То же самое рекомендую всем водителям автомобилей с автоматическими коробками, независимо от стажа и опыта вождения. А теперь несколько практических советов.
Миф 1. Шипы можно устанавливать только на ведущие колеса. На самом деле шипованные шины рекомендуется ставить на все колеса автомобиля. Устанавливать ошипованные покрышки только на переднюю или только на заднюю ось автомобиля в некоторых ситуациях смертельно опасно. При монтаже и перестановке ошипованных колес нужно обеспечить постоянное направление их вращения.
Миф 2. Можно гонять на новых шипованных шинах. На самом деле свежеошипованные колеса должны пройти примерно двухсоткилометровую обкатку, причем водитель не должен превышать скорости 60–70 км/ч. Это даст возможность шипам хорошенько «сесть» на свои места. В период обкатки следует избегать резких торможений и динамичных стартов.
Миф 3. Импортные шипы не вываливаются на скорости. На самом деле следует почаще контролировать давление в шинах. Длительная езда на приспущенных шинах приводит к быстрому износу шипов и их преждевременному выпадению. Преждевременному выпадению шипов способствует также движение с высокой скоростью, и даже на импортных шипованных шинах не рекомендуется ездить быстро. Кратковременные ускорения до 140 км/ч возможны, но не более того.
Миф 4. Знак «шипы» защитит от аварии сзади. На самом деле при торможении на льду и утрамбованном снегу тормозной путь «ошипованного» автомобиля окажется намного короче, чем тормозной путь следующего за ним автомобиля без шипов. Это может стать неожиданностью для водителя, следующего сзади и безуспешно топчущего тормозную педаль. Стандартный предупредительный знак на заднем стекле вашей машины он заметит только после удара. Поэтому ваша безопасность зависит только от вас.
Миф 5. Шипы служат всего один сезон. На самом деле при соблюдении правил обкатки и эксплуатации ошипованные шины обычно служат три зимних сезона, то есть 30–45 тысяч километров. После этого их рекомендуется утилизировать, а не докатывать летом. Это делать опасно, так как тормозной путь вашего автомобиля увеличится на 25%.
МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ РЕКОМЕНДУЕТ!
Goodyear Ultragrip 500
Зимний флагман компании Goodyear. Выпускается практически для всех типов автомобилей: от Hyundai Getz до Porsche Cayenne. Протектор изготовлен из двухслойной резины: верхний морозостойкий с двуокисью кремния улучшает контакт со льдом и снегом, а плотный нижний надежно фиксирует шип. Дополнительную фиксацию обеспечивает специальная якорная конструкция шипа.
Сибур Tundra Master и Tundra
Российские брутальные шины Tundra Master и Tundra имеют самый выраженный протектор, что обеспечивает им самые высокие тягово-сцепные характеристики среди зарубежных конкурентов. Шины сохраняют свои свойства вплоть до -50ОС и являются лидером в своем сегменте по соотношению цена – качество. Если вы застряли на этих шинах, то не выедете ни на каких других.
Nokian Hakkapelitta 4
Шина с самым труднопроизносимым названием разрабатывалась нашими северными соседями в первую очередь для себя, а в зимах они толк знают. Четырехгранный финский шип стоит в шине устойчивее, чем круглый или модный в прошлом сезоне овальный. Шипы в Hakkapelitta устанавливаются в 14 рядов, что уменьшает шум при движении и улучшает сцепление со льдом.
Michelin X Ice North
Пришла пора заменить ваши шины Michelin Ivalo на X Ice North, которые при такой же управляемости позволяют вам двигаться на 8% быстрее. Шипы на этой шине выступают немного более, чем обычно, позволяя сократить тормозной путь на льду в среднем на 4 метра по сравнению с конкурентами.
2006-03-24
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону!
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР):
1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование.
2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты.
3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование.
4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами.
5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.
|
|
налог при продаже автомобиля
Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их.
В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.
Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается.
Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.
|
|
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.
Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал».
Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.
|
|
|
|