Гоночная цитата месяца:
«Настоящие проблемы начинаются, когда все четыре колеса оказываются в воздухе. Пока хотя бы одно колесо касается дороги, водитель не только может, но и обязан управлять машиной», - Барковский.

СТАТЬИ

МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ НА РАДИОСТАНЦИИ "ЭХО МОСКВЫ"

Парковка
Ведущие: Пикуленко Александр |

Подробнее о передаче

Эфир
Гости: Михаил Горбачев
Ведущие: Александр Пикуленко
Передача: Парковка
Суббота, 16.02.2008
Основы безопасной езды





16 февраля МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ НА РАДИОСТАНЦИИ "ЭХО МОСКВЫ" В субботу в 15:00 Михаил Горбачёв - в гостях у Александра Пикуленко на часовой передаче в эфире 91,2 "ЭХО МОСКВЫ", посвящённой обучению вождения автомобиля. Темы: Новая серия книг Михаила Горбачёва по безопасному вождению, Гоночные трассы, Центры контраварийной подготовки, секреты обучения, детская автошкола.


С. БУНТМАН - Ну, вот мы на «Парковку» отправляемся, получаем еще и бесплатные консультации. Александр Пикуленко здесь. Саш, добрый день.
А. ПИКУЛЕНКО - Добрый день.
С. БУНТМАН - И у нас в гостях Михаил Горбачев, гонщик, чемпион СССР, писатель. Здрасьте, Михаил.
М. ГОРБАЧЕВ - Добрый день.
С. БУНТМАН - Ну что, будем безопасно ездить?
А. ПИКУЛЕНКО - Ну да…
С. БУНТМАН - Как всегда, надо сказать.
А. ПИКУЛЕНКО - Да. Здесь, собственно, я почему попросил к нам сегодня прийти Михаила? Ну, во-первых, понятно, что безопасность у нас встает на первое место. Если уж начальник ГАИ не может найти водителя, который бы возил его безопасно, вот… Или вот тут попался финским полицейским начальник ГАИ Карелии…
С. БУНТМАН - А он как туда заехал?
А. ПИКУЛЕНКО - А он туда поехал…
С. БУНТМАН - … как видимо, за грибами пошел что ли…
А. ПИКУЛЕНКО - … как-то приехал, но, правда, как всегда, налившийся водки по козырек – у себя-то в Карелии его никто не останавливал, а тут остановили. Он выпал на руки несчастным финским полицейским и долго объяснял, что он даже в таком состоянии ездит безопасно. Вот. Ну, вот это так, к слову. А Михаил, он действительно… вот последние его… то есть у него логично все. Издав серию книг, он перешел к практическим обучениям. Но, так как со взрослыми людьми работать неинтересно, он считает, что их только могила исправит…
С. БУНТМАН - Безнадежно все, да?
М. ГОРБАЧЕВ - Да нет, почему? Это не безнадежно. Многие очень понимают, что надо совершенствоваться, и посещают, такие у меня есть курсы однодневные трехчасовые на скользком покрытии. И люди понимают, что они не правильно держат руль, не вращают его, опаздывают с действиями, и очень быстро преодолевают вот эти вот свои огрехи. Но, на самом деле, закладывать все нужно и можно с детства.
А. ПИКУЛЕНКО - Вот, вот теперь Михаил перешел на мальчиков и девочек…
С. БУНТМАН - Нет, ну правильно. Можно и читать научиться в 85 лет, но лучше это делать года в 4.
А. ПИКУЛЕНКО - То есть он уже дошел до того возраста, когда дети становятся интересны…
М. ГОРБАЧЕВ - Сан Саныч, а ты помнишь, как были вот Дома пионеров детские…
А. ПИКУЛЕНКО - Так что мне помнить? Я как раз сам вышел из Дворца пионеров, который находился на Спартаковской площади. И я, в общем-то, хорошо это помню. Я помню, как 2 года мне разрешали только пилить трубы и мыть болты и гайки. Это была хорошая школа. Но зато я правила выучил за 5 лет жизни в клубе так, что до сих пор помню.
М. ГОРБАЧЕВ - Да, я тоже, помню, посещал судомодельный кружок в Доме пионеров. И там заставляли все время пилить одну и ту же дощечку. Вот. Но сейчас у меня жена этим пользуется и заставляет меня тоже что-то зачищать все время, прибить…
А. ПИКУЛЕНКО - Зато ты теперь дощечку пилишь ровно…
М. ГОРБАЧЕВ - Какую дощечку? Я мебель делаю!
А. ПИКУЛЕНКО - О-о-о-о…
М. ГОРБАЧЕВ - А если бы не было Дворца пионеров, то ничего бы этого не было. Поэтому очень важно с юных лет привить к чему-то интерес. Если бы ты видел, как горят глаза у мальчишек…
С. БУНТМАН - Бывает… там, меня папа научил, без Дома пионеров, папа научил…
М. ГОРБАЧЕВ - У меня, в принципе, аналогичная ситуация, когда моему сыну исполнилось 12 лет, то случайно так получилось, что я ради спортивного интереса купил автомобиль Мини. Но Мини настоящий, не те, которые сейчас ездят по улицам, а настоящий, классический Мини, который такой маленький, что каждый раз, когда на него смотришь, удивляешься, действительно ли это настоящий автомобиль. А Мини вообще отличается – тот, который великий конструктор Исигонис изобрел в свое время в 59-м году – он отличается от всех остальных маленьких автомобилей тем, что он являет собой полную копию настоящего автомобиля большого. То есть, у него бескомпромиссные технические решения: у него четырехцилиндровый двигатель, водяное охлаждение, 4 передачи, все компактно, и там нет никаких компромиссов. То есть там обязательно несколько скоростей обогрева, несколько скоростей дворников – то есть все полностью как на настоящем автомобиле. И я своего сына научил на нем ездить, когда ему было 12 лет: трогаться с места, управляться со сцеплением, переключать скорости. И я точно знал, что я абсолютно прав, потому что навыки, полученные в детстве, они на всю жизнь. И когда ему исполнилось 18 лет, он, естественно, выучил наизусть все правила, все билеты, пошел, сдал с первого раза экстерном, и вождения он уже, конечно, не боялся, потому что, ну, с 12 лет он уже умеет это делать. А главное, мама была спокойна, потому что начинается вот эта вот нервотрепка для родителей, когда исполняется 18 лет…
С. БУНТМАН - … права, а как он будет ездить – непонятно…
М. ГОРБАЧЕВ - Он будет ездить 24 часа в сутки, естественно, с компаниями, и в клубы, и ночью, и в кино, и куда надо, и куда не надо, и с громкой музыкой. И это, конечно, очень волнительно для родителей. Ну, как бы есть еще такой тезис, что, ну вот сейчас научи ребенка водить машину, он родительскую машину украдет, поедет кататься. Ну, так пусть лучше он поедет кататься, умея управлять…
С. БУНТМАН - Это называется, лучше вызволять из милиции, чем собирать по частям.
М. ГОРБАЧЕВ - Чем собирать по частям в Институте Склифосовского, конечно.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, вот здесь, я смотрю, ты организовал школу для детей от 10 до 16 лет, да, и на автомобиле Мини…
М. ГОРБАЧЕВ - Да, это Мини Купер уже…
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, да, это более современное…
М. ГОРБАЧЕВ - Более современный, 96-го года выпуска, у него Евро-2, и даже есть аэр-бэг. Вот, автомобильчик такой, он как раллийный, у него стартовые номера наклеены, у него есть каркас безопасности настоящий внутри, спортивное сиденье, вот, но главная прелесть этого автомобильчика в том, что… вот с 10 лет у меня приходят заниматься мальчики, девочки, они прекрасно достают до педалей, прекрасно им, удобно сидеть, переключать скорости. И с первого раза, с первого занятия, они садятся в этот автомобильчик, после моих объяснений, и сразу трогаются с места.
А. ПИКУЛЕНКО - Михаил, но я смотрю… сначала все-таки все начинается с теории, да? И теория им идет как популярный рассказ. То есть не как сухая теория, а так вот, как устройство современного автомобиля, история автомобиля…
М. ГОРБАЧЕВ - Сан Саныч, не только, не только современного, потому что занятия проходят на территории Музея техники. Это 4-й километр Ильинского шоссе, это очень хороший Музей техники. Кто не был, очень советую посетить. Там приблизительно 60 в данный момент старинных автомобилей, очень хорошая выставка. И дети посещают, естественно, реставрационные мастерские, где можно посмотреть, в разных стадиях там автомобили находятся на реконструкции, на восстановлении…
А. ПИКУЛЕНКО - То есть на основании этого вот история автомобиля… там даже автомобили Формулы-1 две штуки находятся…
М. ГОРБАЧЕВ - Да, там очень интересная экспозиция, можно посмотреть эволюцию развития, как автомобили сначала рамными были, потом несущий кузов появился и так далее, и так далее. И конструкция автомобиля рассказывается, естественно, в прикладном порядке. То есть если я объясняю, как обращаться с педалью сцепления, я, естественно, рассказываю детям, что такое сцепление, ну, простыми словами, зачем оно нужно, и какие функции оно выполняет. Я думаю, что это на всю жизнь.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну а вот, например, такая теоретическая лекция как, например, как не попасть в аварию, чувство автомобиля и менталитет водителя, вот для 10-летнего ребенка, мне кажется, вот сложно это осознать и сформулировать.
М. ГОРБАЧЕВ - А это совершенно несложно. Есть у меня две девочки и один мальчик, которых я вожу на занятия, потому что они рядом живут. И после первого же рассказа о том, для чего в автомобиле ремни безопасности, и почему нужно пристегиваться – не имелся в виду штраф, естественно, а действительно последствия – то после этого, когда мы поехали, я с удовлетворением в заднее зеркало увидел, что они на заднем сиденье все без напоминания пристегнулись.
С. БУНТМАН - На заднем?
М. ГОРБАЧЕВ - На заднем сиденье. И поступают так все время без напоминания. Поэтому я думаю, что это очень… очень у детей правильно, как мы сейчас вот перед началом эфира с тобой беседовали, «абсолютно чистый эфир», и поэтому информацию они воспринимают очень легко.
С. БУНТМАН - Ну, вот интересно, ведь это… появились ремни безопасности, да, нормальные. Почему бы их не пристегнуть, если они есть? Мало кто, по-моему – я не знаю, может, вы больше знаете – мало, кто забывает дверь закрыть в автомобиле.
А. ПИКУЛЕНКО - В квартиру.
С. БУНТМАН - В автомобиле даже, в автомобиле дверь закрыть, мало кто забывает, наверно, с открытой дверью мало кто ездит специально.
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, в принципе, да, хотя есть, хотя есть некоторые, которые считают, что если есть подушка безопасности аэр-бэк, то можно не пристегиваться.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, вот эта школа, понятно, что она ограниченна, да, по количеству детей…
М. ГОРБАЧЕВ - Конечно, да, там группа…
А. ПИКУЛЕНКО - Автомобиль тоже, в общем-то, раритет, который дети быстро ему ручки-ножки-то поотрывают…
М. ГОРБАЧЕВ - Ну…
А. ПИКУЛЕНКО - Детишек-то мы знаем, они шаловливые…
М. ГОРБАЧЕВ - Этого не происходит, они с уважением относятся, конечно, к этому автомобилю. Автомобиль уникальный. И я не думаю, что какая-то другая марка или другой автомобиль может его заменить. Вот для занятий с детьми это лучший вариант и единственный, я бы сказал.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, во-первых, детям интересно, он красивый. Во-вторых, он спортивный. В-третьих, он очень легко управляется. Я ездил на этих автомобилях, и действительно он…
М. ГОРБАЧЕВ - Он очень легко управляется. На площадке у нас расставлены конуса, дети делают различные фигуры, там, «змейку», «восьмерки», и «змейку» задним ходом сейчас уже осваивают. Это две группы. Первая – это с 10… оказалось, что с 10 до 11, вот 10-11 лет очень с большим интересом. Естественно, и у мальчишек, и у девчонок горят глаза. И получается так, что родители отдают, конечно, тех, кто проявляет какой-то интерес к автомобилю.
С. БУНТМАН - Конечно.
М. ГОРБАЧЕВ - То есть, это редчайший случай, чтобы кто-то пришел и сказал: мне автомобиль не нравится, ездить не хочу, не буду и так далее и так далее. Обычно это с огромным совершенно увлечением. И у меня так построено, что группа из 5 человек, и кто-то садится, делает упражнение. Так как все трогаются с первого раза, то время зря мы не теряем, и поэтому ждать своей очереди недолго.
С. БУНТМАН - Это самый удручающий момент, вот для того, кто начинает, когда с трудом дается вот первоначальное, когда ты начинаешь двигаться. Вот до того, как ты двинешься, вот это один из самых удручающих моментов.
М. ГОРБАЧЕВ - Удручающе, когда автомобиль начинает скакать, и никак не может обучаемый понять, в чем дело. Ну, инструктора не очень хорошо, конечно, объясняют. Ну, у меня получилось – открою небольшой секрет – получилось просто очень удачно, это еще раз подтвердило полную пригодность автомобильчика этого Мини классического для такого применения. Автомобильчик же очень легкий, он весит 500 килограмм всего, а 64 лошадиные силы моторчик, со впрыском, очень приемистый, Евро-2, как я уже говорил. И оказалось, что если просто плавно отпускать сцепление, то он спокойно трогается с места, поэтому дети, когда садятся, они первый раз трогаются без проблем, а уже со второго занятия они уже прибавляют газ, уже быстрее трогаются, и уже, в общем, все идет к тому, что начинают проходить «змейку» уже по секундомеру, на время. И девочки очень хорошо в этом участвуют, у всех, в общем, неплохо получается. У кого не очень получается, они тут же очень проявляют большой интерес, почему у них хуже, что они должны сделать лучше, как исправить свой результат. Ну, и в конце, естественно – это курс 8 занятий – в конце этого курса будет, естественно, соревнование по скоростному маневрированию с вручением, естественно, кубков, дипломов.
А. ПИКУЛЕНКО - Все это происходит на закрытой трассе, да?
М. ГОРБАЧЕВ - Это все происходит на закрытой территории Музея техники, на охраняемой территории, на огороженной площадке, ну, приличного размера, она достаточна для того, чтобы и вторую передачу включать.
А. ПИКУЛЕНКО - Кстати, Михаил, ну, вот 8 занятий, и все, и с детьми попрощались, и дальше пошли они, и пошли, вы, дети, туда опять, откуда пришли, а я тут следующих на 8 занятий. Не жалко детишек-то? Они же вот… их поманили и бросили.
С. БУНТМАН - Должна быть какая-то другая ступень…
М. ГОРБАЧЕВ - Другая ступень, конечно, будет. Друга ступень – это будут уже навыки спортивного вождения для тех, кому вот очень понравилось…
А. ПИКУЛЕНКО - Вот здесь мы все про безопасное, вот тут у меня с детишками, полностью согласен с тобой, что вот чувство автомобиля, маневрирование, действия водителя в аварийных экстремальных ситуациях, город, гололед, шоссе, ночь, там – вот такие вещи. А потом опять гонщики! Да у нас этих гонщиков, вон…
С. БУНТМАН - Это у нас не гонщики…
А. ПИКУЛЕНКО - … на тазиках, перепутав водосточную трубу с выхлопной, носятся по городу…
М. ГОРБАЧЕВ - Сан Саныч, это абсолютно ты прав в своем юморе или в сатире, или как это назвать лучше?
А. ПИКУЛЕНКО - Это крик души.
М. ГОРБАЧЕВ - Крик души, да, ты лучше многих знаешь, и не мне тебе рассказывать, что спортивное вождение – это абсолютно безопасное вождение автомобиля…
С. БУНТМАН - Но вот, например, вот «змейка» на скорость, то, что вы делаете все время…
М. ГОРБАЧЕВ - А вы знаете, дело в том…
С. БУНТМАН - …это же правильно, это же нужно же, когда в тяжелой ситуации ты способен принять быстрое и правильное решение…
М. ГОРБАЧЕВ - А я вам расскажу, был курьезный случай. Приехала мама забирать свою дочку, и я ей предложил сесть на Мини и сделать «змейку».
С. БУНТМАН - Так.
М. ГОРБАЧЕВ - Ей далось это с огромным трудом, потому что водители, оказывается… то есть, не оказывается, я-то это точно знал, что среднестатистический водитель, он, конечно, опаздывает со своими действиями, он поздно поворачивает на «змейке» руль. Для этого очень хорошее упражнение, потому что все вождение автомобиля – действие на упреждение, нужно все делать раньше, чем кажется. И это вырабатывается путем, ну, психомоторных реакций, то есть этому надо когда-нибудь где-нибудь потренироваться. Точно так же, как и во время гололеда. Вот у нас и с детьми был на эту тему очень серьезный разговор. И в один из занятий, значит, температура стала понижаться, и дети стали жаловаться… сразу все обратили внимание, говорят: а почему руль такой легкий стал? Легкий руль, потому что лед под колесами. Ну, вот здесь я хочу очень важную тему затронуть. Конечно, я могу спровоцировать в повороте скольжение задней оси ручным тормозом, это понятно. Но это практически все, что мы здесь у нас в России можем сделать из моделирования аварийной ситуации. Понятно, что это очень полезно, потому что если водитель знает, как происходит занос или снос, когда в повороте он прибавляет газ, не слушается передних колес - это снос, когда задняя ось скользит - это занос, и как с этим бороться, если человек ни разу в жизни не испытал это за рулем, на площадке безопасной, то когда это случится на дороге, он не справится, это однозначно. Потому что на площадке с первого раза мало кто справляется, практически никто.
С. БУНТМАН - Только может дико повезти.
А. ПИКУЛЕНКО - Поэтому очень часто мы слышим разговоры такие: вот я ехал-ехал, вдруг она раз, и ее развернуло, или она полетела боком. Бах, и я уже, там…
М. ГОРБАЧЕВ - Все сочувствуют, абсолютно разорваны, и все сочувствуют…
А. ПИКУЛЕНКО - Вот так не бывает, чтобы раз, всегда предупреждают…
М. ГОРБАЧЕВ - Да, все слушатели этой истории душещипательной сочувствуют, говорят: да, тебе не повезло, вот как же тебе так не повезло, это напасть какая-то. И относятся как к пострадавшему, без вины виноватому, скажем так. А водитель, который не понимает, что рано или поздно на скользкой дороге машина, конечно, попадет или в занос, или в снос – без этого не может быть. Если он к этому не готов, не тренировался, то закончится это плохо, так же, как для водителя, который вдруг быстро поехал, потому что если ты быстро едешь, у тебя все должно происходить значительно раньше, все реакции: на поворот руля, на торможение – на все. И если ты не тренировался, то это в первый раз может не получиться. Точно так же, как не получиться может экстренное торможение со скорости, там, допустим, 160 км/ч. Человек же не ездит, обычный водитель, каждый день, особенно у нас – ну, в Германии ездят, там, на автобанах скорость не ограниченна – то первое же экстренное торможение, оно может закончиться печально, потому что оно будет действительно первым для водителя, он первый раз будет смотреть, что же будет, если я ударю по педали тормоза на скорости 160 км/ч. Вот, это очень важные вещи. И в этой связи я хочу сказать, что вот меня многие спрашивают, как научиться, где научиться, кто лучше всего, чтобы вот научил тонкостям экстремального вождения. Экстремального в каком смысле? В экстремальных ситуациях, естественно, как выходить из экстремальных ситуаций.
А. ПИКУЛЕНКО - Михаил, я как-то в одном из твоих произведений, к которым мы вернемся во второй половине нашей программы, прочитал парадоксальную вещь. Ты вообще рекомендуешь молодому человеку начинать обучаться методике скоростной езды – я беру сейчас скоростную, соответственно, как мы договорились, значит, безопасная, мне просто это ближе – на велосипеде, с балансом велосипеда, со сносом переднего колеса, со скольжением заднего. То есть… и я, как человек, все-таки начинавший, как мы все, с велосипеда, я прекрасно знаю, как это хорошо отрабатывает баланс…
М. ГОРБАЧЕВ - Сан Саныч, а это как раз, это как раз здесь и кроется вот этот секрет, почему дети в 10-11 лет прекрасно садятся за руль и нормально ездят, с первого раза «змейку», все у них очень хорошо, в принципе, получается. У детей есть другая особенность – они могут забыть, могут забыть повернуть руль, забыть затормозить и так далее. Но это проходит через несколько занятий. Вот. А секрет в том, что дети очень хорошо катаются на велосипедах, и у них нет разрыва, потому что у взрослых большой разрыв, они в детстве катались на велосипеде, а потом начинают водить машину учиться, и получается, что уже забыты навыки.
С. БУНТМАН - Ну хорошо, мы сейчас прервемся. Не забудьте, что у вас есть смски, у нас они будут, если вы их нам пошлете: +7-985-970-45-45. Пожалуйста, ваши вопросы, а так же и случаи, как у Эльдара из Уфы, уже нам прислал свой случай вот такой… он печально не кончился, но так вот, о том, что думать надо. Хорошо, мы этим займемся через 5 минут.
НОВОСТИ
РЕКЛАМА
С. БУНТМАН - Мы продолжаем. И у нас на «Парковке» Александр Пикуленко, Сергей Бунтман, и в гостях у нас Михаил Горбачев, гонщик, чемпион СССР, писатель и вот обучает и детей в частности…
А. ПИКУЛЕНКО - Да, он теперь еще и…
С. БУНТМАН - Да, на практике обучает, и безопасному, и быстрому, и правильному вождению, самое главное.
А. ПИКУЛЕНКО - И, Михаил, ну вот что я здесь хочу спросить? Вот я знаю западный подход к этому вопросу. Огромное количество центров контр-аварийной подготовки, так называемых. Но по существу у нас это воспринимается как умение ездить боком. На самом деле, это умение ездить безопасно. И, причем, такие центры на Западе есть и при гоночных трассах, и при редакциях журналов. Вот есть, например, Центр безопасности журнала «Auto motor und sport»…
М. ГОРБАЧЕВ - Да, он находится рядом с Нюрнбургрингом, как известно. Потом, он не один, таких центров очень много, таких центров очень много. Это (неразборчиво) по-немецки, или по-английски это «Driving safting centre». Один только архитектор гоночных трасс «Формулы-1» Герман Тильке таких центров спроектировал больше 40 штук, и все они построены.
А. ПИКУЛЕНКО - То есть это выглядит как отдельно стоящее сооружение? Я как-то всегда их видел где-то при гоночных трассах…
М. ГОРБАЧЕВ - Они бывают и отдельно стоящие сооружения, и бывают… не бывают, а практически каждая гоночная трасса является центром контр-аварийной подготовки в прямом и в переносном смысле. То есть вокруг любой гоночной трассы европейской сосредоточена деятельность по повышению водительского мастерства. Этот центр может быть вписан в структуру этой трассы или находиться где-то рядом. Это определенное количество специальных дорог, специальных площадок, изюминкой которых является специальное такое плато с довольно сложной конструкцией, которая приводится в действие мощными гидравлическими насосами, и имеет электронное управление. Это плато находится заподлицо с асфальтом…
А. ПИКУЛЕНКО - И задает разные углы.
М. ГОРБАЧЕВ - И задает, можно поставить разную программу, а это плато дернется в сторону, как только передние колеса на него заедут автомобиля или задние. Упражнения проводятся на скорости от 30 до 70 км/ч, и можно любого водителя, во-первых, проверить, его реакцию, способность противостоять сносу или заносу. Или же, если она равна нулю, то научить, как это делается, и на дороге больше такой водитель никогда не растеряется в таких ситуациях. То есть понимаете, что, да, происходит? Едет автомобиль, у которого вдруг искусственным образом задние колеса начинают обгонять передние. Вот. Второе, значит, это окружность, диаметром до 60 метров бывает, с возможностью полива водой. Значит, на окружности, двигаясь по окружности, прибавляя газ, увеличивая скорость, водитель сразу может почувствовать тоже, что такое снос, что такое занос, как с этим бороться. Вот эти вот две вещи совершенно необходимы для того, чтобы научить грамотно и очень быстро водить машину. У нас, к сожалению, нет ни одного центра. Когда декларировалась у нас программа федеральная борьбы за безопасное движение, я, честно говоря, и так довольно наивно подумал, что такие центры построят, хотя бы один…
А. ПИКУЛЕНКО - Тем более, что 2 000 000 000 долларов на это дело выделено, и ничего.
М. ГОРБАЧЕВ - Да, значит, такой центр…
А. ПИКУЛЕНКО - Михаил, извини. Я ждал этого, знаешь, от кого? Честно тебе скажу, от страховщиков. Я все время жду, когда кончится вот эта пирамида Мавроди, и начнется нормальная работа. Вот кому как не страховщикам…
М. ГОРБАЧЕВ - Да им это очень выгодно!
А. ПИКУЛЕНКО - … должно быть заинтересовано в том, чтобы люди меньше бились.
М. ГОРБАЧЕВ - Конечно.
А. ПИКУЛЕНКО - Чтоб вот построить… вы взяли у нас миллиарды, верните хотя бы миллион.
М. ГОРБАЧЕВ - Да. Вот, Саш, перед тобой лежит как раз…
А. ПИКУЛЕНКО - Да, я посмотрел уже.
М. ГОРБАЧЕВ - … схемка такого центра, это спроектировано архитектурным бюро Германа Тильке. Значит, нужно 8 гектаров земли и немецкая вот конструкция. Еще я не договорил, значит, третье, что очень важно – это площадка, на которой можно сымитировать аквапланирование. Это очень простая, там, ванночка длиной, там, допустим, метров 25, шириной с полосу движения, где налито воды приблизительно 3 сантиметра. Этого достаточно для того, чтобы появилось аквапланирование, и только в этом случае оно и может проявиться, появиться. А многие водители, когда идет дождь, начинают ехать 40 км/ч, она боятся аквапланирования. Во-первых, оно возникает при скорости только свыше 80 км/ч, и, во-вторых, чтобы оно возникло, должно быть вот такое вот достаточное количество воды. У нас…
А. ПИКУЛЕНКО - Или лысая резина. У нас чаще совпадает второе составляющее.
М. ГОРБАЧЕВ - … у нас гениальный полигон для аквапланирования – это кольцевая дорога, левый ряд, там образовались колеи, кстати, не из-за того, что ездят на шипах, а из-за неправильной укладки асфальта – ну, это другой вопрос.
С. БУНТМАН - А почему именно в левых, если он неправильно? Он неправильно только в левом ряду, что ли, уложен? Почему только в левом ряду появляются в основном?
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, в левом ряду больше ездит машин с большей скоростью, и больше нагрузка.
С. БУНТМАН - То есть это от скорости нагрузка на неправильно положенный асфальт, да?
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, асфальт не неправильно положенный, неправильная рецептура асфальта. Потому что асфальт состоит из битума, щебенки и воздуха. Вот если воздуха там недостаточно, то битум выйдет наружу, и его унесут колеса автомобилей. И вместо битума будут колеи. Просто я знаю, потому что я очень много работал по строительству гоночной трассы, общался с главным профессором в мире по гоночному асфальту, и он вот это все рассказывал.
С. БУНТМАН - Заодно скажите, пожалуйста, потому что очень много об этом спрашивают, особенно когда летом начинаются работы: вот этот новый асфальт, который кладут, который такой чуть ноздреватый, он лучше, он лучше, чем…
М. ГОРБАЧЕВ - Вы знаете, есть в ГОСТе или в европейской… или в европейской норме ДИН - требования к сцепным свойствам только мокрого асфальта, то есть только во время дождя. А какие сцепные свойства в сухую погоду, никого не интересует, нет таких ГОСТов. И поэтому, естественно, хочется сделать, чтобы во время дождя сцепление было лучше, этот пористый асфальт, действительно, лучше сцепление, действительно. Проблема вся в том, что он не подходит для гоночных трасс, потому что гоночная трасса…
С. БУНТМАН - Нет, я имею в виду на дорогах.
М. ГОРБАЧЕВ - На дорогах это неплохо. Это в Бенилюксе появился такой асфальт в свое время. Проблема с этим асфальтом только такая, что он может лежать только на тех участках… то есть работать правильно только на тех участках дороги, где большая скорость движения, потому что колеса автомобиля, когда он едет с определенной скоростью, они вычищают эти поры. Если маленькая скорость, эти поры забьются, и асфальт перестанет работать так, как положено.
С. БУНТМАН - … то же на то же будет.
М. ГОРБАЧЕВ - На скоростной дороге он на 100% себя оправдывает, но он совершенно не подходит для гоночной трассы, потому что асфальт испытывает вертикальную нагрузку на обычных дорогах довольно сильную от грузовиков, от тяжелых машин, и вообще. А на гоночной трассе асфальт должен противостоять сдвигу, потому что там машины все скользят.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, естественно. Ну, я бы хотел спросить, что… вот все-таки появятся ли у нас центры такие?
М. ГОРБАЧЕВ - Я вот не договорил, что нужно 8 гектаров земли и 5 000 000 евро для того, чтобы построить такой современный центр, оборудованный вот всеми вышеперечисленными…
А. ПИКУЛЕНКО - Значит, не появится.
С. БУНТМАН - Вы представляете, сколько можно построить на 8 гектарах?
М. ГОРБАЧЕВ - Да…
С. БУНТМАН - Жилья. И не потратить, а получить…
А. ПИКУЛЕНКО - И торговые центры. А то, что вы бьетесь в своих автомобилях – это ваше личное дело. Вы купили автомобиль, убились, и никому вас не жалко кроме родственников. Государство еще о вас заботится, 8 миллионов... Да за 8 миллионов-то…
М. ГОРБАЧЕВ - Саш, ну, у меня есть предложение: давай все-таки наивно будем ждать появления такого центра.
А. ПИКУЛЕНКО - Ну, не знаю, пока я не вижу инициативы.
С. БУНТМАН - Очень надо захотеть.
А. ПИКУЛЕНКО - Я бы хотел еще вот о чем с тобой поговорить. Как известно, у Михаила 4 книги вышло. Книга первая – это для начинающих водителей, которые только садятся за руль, которые хотят понять, как безопасно ездить. Книга вторая – это уже экстремальная езда. Книга третья – это гоночная езда. А книга четвертая – это такой процесс самосовершенствования. В общем, для меня вывод этой книги был страшен. Процесс самосовершенствования бесконечен, ездить научиться нельзя. Почему? Потому что надо тренироваться каждый день. Михаил, ну а вот будет ли еще одна книга, где будет написано, что ездить на автомобиле – это вот как… ну, просто вышел и поехал, как делают 99% вот нашего населения?
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, главное, что не нужно забывать, водитель…
А. ПИКУЛЕНКО - Не будет ли детской книги, вот сейчас уже такой, раз уж у тебя юношеско-детский период, не будет ли детской книги?
М. ГОРБАЧЕВ - Не надо забывать, что вождение автомобиля, на самом деле, должно доставлять удовольствие. Если это так, то будет большой довольно быстрый прогресс, меньше вероятности попадания в аварии и в неприятные ситуации. Если человеку нравится водить машину, то это очень хорошо. Мои книги… я стараюсь…
А. ПИКУЛЕНКО - Даже если он сидит 3 часа в пробке, ненавидит всех окружающих, он все равно должен получать удовольствие.
М. ГОРБАЧЕВ - Я думаю, что…
А. ПИКУЛЕНКО - Это какой-то мазохист вообще.
М. ГОРБАЧЕВ - Я думаю, что… хочу думать, что мои книги, они как раз и развивают вот это вот… любовь к автомобилю, и удовольствие от вождения становится, конечно, выше. Нет, сейчас…
А. ПИКУЛЕНКО - Ну как же вот удовольствие в ваших книгах, Михаил, когда я читаю, и ужас меня берет, потому что там 100 упражнений на каждый день. Какое удовольствие, когда… я так попробовал, так сороконожка ведь, я забыл, с какой ноги надо ходить.
С. БУНТМАН - А это всегда, кстати говоря, что бы ни учили: что язык, что каким-то навыкам обучаться. Все сначала разбирается, а потом собирается.
М. ГОРБАЧЕВ - Сейчас выходит новая книжная серия издательства «Престиж Бук» вместе с литературным агентством «Альдина», выпускают такие маленькие брошюрки. Саш, это не тяжелое чтение, они маленькие, каждая посвящена своей теме. И вот мне позвонили в пятницу, сказали, что первая брошюрка, «Что не расскажет инструктор по вождению» называется она, вышла, и от 10 000 экземпляров за 10 дней осталось только 4 200.
А. ПИКУЛЕНКО - То есть то, что вам сказал инструктор, но тем языком, междометиями, на русском матерном, тут расшифровано популярно…
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, на самом деле, немножко, конечно, не так. Вторая брошюрка для тех, кто закончил автошколу, третья – «Водить проще простого», четвертая – «Секреты экстремального вождения», они выйдут в апреле-мае, и потом из этих 4 брошюрок будет скомпонована очередная книжечка. Так что я не оставляю этой затеи, все-таки бороться за то, чтобы…
А. ПИКУЛЕНКО - Донести, да?
М. ГОРБАЧЕВ - Донести, да, какие-то крупицы знаний до водителей, чтобы… ведь все зависит, в конце концов, от менталитета, от того, что в голове у человека.
С. БУНТМАН - Вот здесь две вещи, которые друг другу противоречат. Вот Павел из Перми говорит: «Тренироваться, к сожалению, было некогда, но неделю назад прочитанная дважды книга Горбачева, помогла выйти из критической ситуации на заснеженном скользком повороте». То есть вы все это себе уже представили и могли применить.
М. ГОРБАЧЕВ - Это моделирование, моделирование ситуации. Ведь мы закладываем в мозг, в биокомпьютер правильную информацию, и потом в критической ситуации, естественно, следую правильные действия. Это, в общем, такой алгоритм обучения.
С. БУНТМАН - А вот наш слушатель Михаил говорит наоборот, что, например, «змейка» - это здорово, но на полигоне вы один, а на дороге еще много других машин, и надо учиться думать и управлять в потоке, а не в «змейке» на полигоне.
М. ГОРБАЧЕВ - И то, и другое нужно учиться. Вот Сан Саныч хмыкнул в мое одобрение, я чувствую, да?
А. ПИКУЛЕНКО - Дело в том, что я, например, вообще очень жалею, что исчезла такая культура начального этапа соревнований, как фигурное вождение автомобиля.
М. ГОРБАЧЕВ - Согласен на 1000%.
А. ПИКУЛЕНКО - Потому что ничего так точно не оттачивало вот чувство габарита, чувство положения руля, как эти какие-то 10 элементарных фигур. Так же и здесь…
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, они не элементарные, Сан Саныч, очень сложные были на самом деле.
А. ПИКУЛЕНКО - Когда люди приходили и смотрели, там, эти «вешечки» и прочее, да, но… поэтому «змейка», «змейка» учит вас правильно поворачивать руль, правильно нажимать газ…
М. ГОРБАЧЕВ - Вовремя, не опаздывая…
А. ПИКУЛЕНКО - Правильно притормаживать… Вот если вы на змейке, да, начинаете тормозить, значит, вы едете совсем неправильно.
М. ГОРБАЧЕВ - Это во-первых. Во-вторых, откровением является для многих при прохождении «змейки» то, что руль надо поворачивать, ну, метров на 20 раньше, чем кажется, потому что беда всех водителей в том, что они думают, что руль нужно поворачивать в самом повороте. Руль нужно поворачивать до поворота всегда. И чем выше скорость, тем упреждающий поворот руля раньше должен происходить. Это все на «змейке» можно отработать. Очень важно, на «змейке», на самом деле, можно отработать значительно больше, чем кажется. Но, к сожалению, нужно еще вот это вот… панель, которая вызывает заносы-сносы, нужна окружность, нужна ванна… специальное вот это приспособление для аквапланирования и так далее, и так далее. У нас этого нету, и вот непонятно, когда появится, как раз мы на эту тему говорим.
А. ПИКУЛЕНКО - Причем, это ведь сейчас что еще происходит? Раньше, например, допустим, там, 30 лет тому назад вот мы с Михаилом могли выехать на дорогу общего пользования, там, ночью, на московские бетонки, зимой, и потренироваться.
М. ГОРБАЧЕВ - И не дай бог, если попадешь в сугроб, потому что многие часы, если не сутки… помощи ждать неоткуда, движения не было. Сейчас, конечно, нет такого.
А. ПИКУЛЕНКО - Сейчас я, например, никому не рекомендую тренироваться на дорогах общего пользования…
М. ГОРБАЧЕВ - Ни в коем случае, конечно.
А. ПИКУЛЕНКО - Потому что смертельно опасно стало. С другой стороны, появляются всегда… они всегда были, люди, которые говорят: да я, в общем-то, человек дисциплинированный, я езжу по правилам, со скоростью 60-90 – не 90-60-90, а 60-90 – и все делаю тихо. Зачем мне эти ваши вот, там, заумь, куда руль крутить, куда педаль нажимать…
С. БУНТМАН - Еще дополнительно. Я и так, я все чувствую. Если начну думать, то все. Вот.
М. ГОРБАЧЕВ - Да, это есть такое мнение, но дело в том, что безопасный водитель, он не должен выпадать из потока, конечно. Это элементарная вещь, для многих это тоже откровение. Вы не имеете права и не должны ехать вот с какой-то определенной скоростью, никому не мешать, вы должны полностью соответствовать потоку и подстраиваться под поток. Вообще нужно автомобиль вести в потоке так, как вам это диктует обстановка, как диктуют другие водители, а не так, как вам хочется. Если водитель едет 40 км/ч, говорит «я никому не мешаю», на самом деле, он мешает абсолютно всем и все время создает аварийные ситуации.
А. ПИКУЛЕНКО - Кстати, вот, Михаил, ты же получал в Германии удостоверение на право управления, и ты хорошо знаешь немецкую школу экзаменационную, да? Вот в немецких экзаменационных билетах очень часто вопрос задается, да, правильный ответ это тот, когда ты разряжаешь обстановку. То есть даже если ты видишь, что ты, в общем-то, можешь быть прав, но ситуация такая, когда тебе надо разрядить обстановку…
С. БУНТМАН - Главная цель – это облегчение ситуации на дороге.
М. ГОРБАЧЕВ - Ну, естественно. Я не говорю о том, как происходит сейчас обучение вождению у нас, потому что оно никакого отношения, к сожалению, к обучению вождению не имеет. Эта процедура называется «получение водительских прав». Получение водительских прав не значит, в общем-то, обучение, к сожалению. Ну, если уж, Саш, ты говоришь о Германии, то там, значит, есть… нужно сдавать помимо площадки, помимо движения по городу, движения по скоростному автобану, естественно, и ночную езду.
А. ПИКУЛЕНКО - Да, в Японии тоже, тоже ночная езда, движение по скоростной дороге. Вплоть до того, что человек должен ответить, как правильно заплатить на платной дороге. Кстати. Вот в Японии, например, такой вопрос в правилах, мне сказали, он присутствует. То есть человек должен выехать на дорогу во всеоружии. Там задача, ведь, какая? Как только человек появляется на дороге, самое главное, чтобы он совершал как можно меньше ошибок…
С. БУНТМАН - Ну да, если будешь думать, в какой мне коридор и куда подъехать на этом самом, на платном…
М. ГОРБАЧЕВ - Сан Саныч, я вижу, вот здесь вот задаются вопросы о том, как попасть в детскую школу и так далее и так далее. Значит, вся информация есть на сайте на моем. Ну, я обычно не говорю три раза «w», потому что и так понятно, по-другому не бывает, да. Значит, это английское слово «drive», тире по центру и «класс» как слышится, так и пишется. То есть «drive-klass», сайт «drive-klass», там есть информация и по книжкам, и по детской школе, и кого заинтересовало по центрам аварийной подготовки, контраварийной подготовки, что это такое, там все есть, и по гоночным трассам все на этом сайте можно найти.
С. БУНТМАН - Хорошо, отлично. Михаил Горбачев у нас в эфире на «Парковке». Мы отправляемся в «Гараж» спасибо.


2008-03-23


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ


СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону! ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР): 1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование. 2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты. 3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование. 4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами. 5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.


налог при продаже автомобиля

Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается. Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.


ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.

Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал». Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.


© 2006 М.Г. Горбачев
При копировании или использовании материалов
сайта ссылка на www.drive-class.ru обязательна
адрес редакции
drive-gorbi@yandex.ru
AutoRacer.ru - авто портал Rambler's Top100