Гоночная цитата месяца:
«Настоящие проблемы начинаются, когда все четыре колеса оказываются в воздухе. Пока хотя бы одно колесо касается дороги, водитель не только может, но и обязан управлять машиной», - Барковский.

СТАТЬИ

ПИШУ СТАТЬЮ: "КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА"

Муки творчества... Кто не испытал их на собственной шкуре. тому понять трудно. Но что не сделаешь ради искусства, которое требует жертв. Начал писать статью и застопорился. Вот и пришла идея показать уважаемым посетителям сайта независимого интернет-журнала, как это делается, посвятить, что ли, в муки творчества. Тем более, что работа штурмана коренным образом отличается от функций колясочника в мотогонках. А потом, вспомним ещё и старое крылатое изречение: "Ралли - не шахматы. Здесь думать надо!" Теперь уж точно статью допишу, а вам предлагаю быть свидетелями, соучастниками, соавторами или просто сочуствующими.Итак, "КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА"
ПЛАН
1. История ШТУРМАНСКИЕ МОЛИТВЕННИКИ

2. Варианты записи стенограмм СИСТЕМА СТЕНОГРАММЫ АХИМА ВАРМБОЛЬДА

3.Пример современной стенограммы участника WRC

4. Человек справа - СЕКРЕТАРЬ, ПРОВИДЕЦ, ГЕРОЙ

1. ШТУРМАНСКИЕ МОЛИТВЕННИКИ

Такие раллийные лисы, как Мяккинен или Алтонен, наверное, помнят те времена, когда Стюарт Тёрнер в 1962 году впервые применил “Pace Notes” в дословном переводе «пометки для безопасности». Позже, когда они легли в основу записи участков, их стали называть молитвенниками. Они сделали революцию в привычных ралли, так как ездить стали не по принципу «как вижу», а «как слышу». Это произошло не сразу. Сначала записывались только особо сложные и опасные пассажи скоростных участков, о которых штурман, ориентируясь по показаниям трипмастера, должен был заранее предупреждать водителя. Даже в этот начальный период прохождение таких участков стало безопаснее, а главное быстрее. Больше значения и ответственности обрёл штурман, «бесполезный балласт», как его называли раллийные острословы. Советские раллисты, впервые увидевшие как работает эта система в действии на ралли Монте Карло в начале шестидесятых были повержены в настоящий шок. Вот воспоминания одного из очевидцев: - Чтобы создать запас времени, идем на скорости, близкой к максимальной,- 130 км/ч. И вдруг мимо нас, словно мы остановились, проносится тяжелый "Форд-фалькон", а всего в полуметре от его заднего бампера мчится маленький "Мини-Купер". Оказалось, зарубежные гонщики имели легенды, в которых прописаны все опасные повороты, перекрестки и другие особенности трассы».
Англичане развили систему записи, но самую подробную и точную запись ввёл немец Ахим Вармбольд. Может быть сыграла роль точность немецкого языка, но так или иначе, немца можно считать революционером в этом вопросе, поднятым им на научный уровень. В начале семидесятых Ахим ушёл из штурманов в «водилы» заводским гонщиком БМВ. Как пилот он продолжал шлифовать суперточную запись скоростных участков. Его диктовка содержала не только расстояние между сосоедними поворотами и их радиус. Вармбольд фиксировал характер покрытия, точки торможения, описывал траекторию прохождения поворотов и её характер. Хотите верьте, но справа от скурпулёзного немца сидел не кто иной как … Жан Тодт. Сегодня он шеф команды Феррари формулы 1, а закончив карьеру штурмана он успел прославиться, в качестве шефа раллийной команды Peugeot. Как маленький француз умудрялся безошибочно диктовать немцу по английски до сих пор является загадкой. Система Вармбольда была известна всем тогдашним раллистам, но никто из не перенял её в том виде.
Сегодня запись скоростного участка называется стенограммой. Она содержит на сто процентов точное и безошибочное описание трассы: подскоки, трамплины, каждый поворот и прямая, повороты затяжные и с переменным радиусом, камни, ямы. Запись рождается на тренировке, когда пилот диктует своему штурману все необходимые данные, описывающие данный скоростной участок. Ехать приходится «шагом», то есть соблюдая предписанную организатором скорость. Буквально до начала девяностых годов тренировки не были регламентированы и многие раллисты как заведённые носились накануне ралли по скоростным участкам и нередко случались тяжёлые аварии. Профессионалам хватало в среднем пяти проездов. Но были среди них и особо ленивые, да ещё и с отменной памятью. Например, Вальтер Рёрль после двух проездов уезжал в гостиницу наслаждаться неспешным ужином. Ограничение скорости и числа проезда скоростных участков, как мера предосторожности, введённая FIA, позволила сильно снизить число аварий до старта ралли, но сильно усложнила задачу пилоту. Ему теперь требуется представить себе виртуально, как поведёт себя автомобиль на данных складках дороги на огромной скорости. Штурман записывает за пилотом, несмотря на отчаянную тряску жёсткой машины стенограмму, используя сокращения, буквы, цифры, символы и стрелки. Проехав участок, пилот и штурман, после чашечки приятного капучино возвращаются на старт и проезжают его снова, проверяя запись и внося дополнения и уточнения. Как на кривых дорогах Кипра и Греции, когда автомобиль исполняет на дороге отчаянную пляску, вообще не ясно как штурману удаётся хоть что-то записать. Хотя, впереди долгая ночь и можно переписать стенограмму, превратив малопонятные иероглифы в удобочитаемые записи.
Доходчиво и внятно прочесть стенограмму – большое искусство. Диктовка или как её называют на западе «молитва» должна звучать с опережением, но быть абсолютно синхронизирована с движением автомобиля. Например, через 400 метров следует быстрый левый поворот, переходящий в крутой правый. Штурман должен на одном дыхании выпалить: « 400 Левый два плюс – внимание! – сразу правый два минус». Само собой разумеется, что диктовка осуществляется через переговорные устройства, иначе штурману приходилось бы кричать. Он выделяет повышением голоса особо опасные места. В мировых раллийных кругах ходит такая байка. Рассказывают, что когда этап чемпионата мира совпал с чемпионатом мира по футболу, испанский матадор раллийных трасс Карлос Сайнс тайком от штурмана переключал свою гарнитуру на радио, транслировавшее в эти минуты финальный матч с участием сборной Испании. Поразительно, но темп прохождения скоростного участка при этом не падал!
Принцип написания стенограммы один и тот же для всех раллийных экипажей один и тот же, но на деле выясняется, что каждая стенограмма – авторская. Это полностью исключает возможность воспользоваться чужой стенограммой и это никому не придёт в голову. Каждый пилот привыкает к определённому обозначению позиций, наиболее понятному и быстро схватываемому им. На всех дорогах нашей планеты встречается пять стандартных типов поворотов: неприметные, лёгкие, средние, крутые и очень крутые. Таким образом, в мировой раллийной практике появилась система из пяти градаций поворота, обозначаемая цифрами. 1 – очень крутой поворот или разворот, 2, 3, 4 и 5 – неприметный поворот. Весь вопрос в том, как отдельные раллисты обозначают повороты, находящиеся между этими градациями и описывают характер того или иного поворота или связки. Это и придаёт индивидуальность их записи.
Когда штурман называет расстояние между поворотами, он как бы командует пилоту – «Газ!» Расстояние до следующего поворота, то есть, длинна прямой, определяется чаще всего «на глазок». Только очень длинные прямые участки измеряются по прибору и тогда рядом с цифрой появляется буква «м» - метры ( например «800м». Все остальные расстояния, указанные пилотом по его оценке пишутся без этой буквы ( «150» ). На самом деле в ясную погоду днём, может быть не так важно, какая длинна участка до поворота 150 или 180 метров - и так всё отлично видно. А вот ночью или в густой туман десяток метров в стенограмме может сыграть огромную роль. Лучший штурман нашей страны времён СССР Анатолий Брум вспоминал о той легендарной гонке на ралли Акрополис ( этап чемпионата мира по ралли), в которой советский экипаж на ВАЗ 2103 занял в 1976 году фантастическое шестое (!) место в абсолютном зачёте так: «Брундзяка» ( это раллийная кличка легендарного Стасиса Брундзы ) умел определять, а главное чувствовал на скорости расстояния с точностью до 20 метров. Это означало, что мы могли в глухом тумане, когда в одной стороны гора, а с другой – пропасть, а видно в лучшем случае обочину дорога – впереди молоко, ехать буквально вслепую, точно попадая в повороты. Я по показаниям твинмастера чётко вёл обратный отсчёт 200, 150, 100, 50 и ….Брундзяка, руководствуясь каким то седьмым чувством, поворачивает руль – мы вписались в очередной поворот! Наше шестое место на слабосильном ВАЗике произвело настоящий фурор а раллийном мире!»
Если кто-то когда-то и начал писать справа налево и снизу вверх, то это его дело. Мировые штурманы пишут слева направо и сверху вниз. Например, Кристиан Гайстдёрфер, штурман Рёрля, именно так и заполнял свои «молитвенники», причём на одной строчке он размещал символы описывающие связки из трёх, четырёх поворотов, которые должны были читаться на одном дыхании.
На каком языке писать стенограмму? На этот вопрос ответ родился сам собой. Опыт показал, что пыл лучших раллистов - горячих финских парней требуется, остужать, и с этой миссией лучше всего справляются чопорные англичане. Так, например, на заре шестидесятых Тимо Мякинена осаживал Пол Эстер, а Рауно Алтонена – Тони Амброуз. С тех пор английский язык – краткий и точный, да и ещё признанный языком мира сделал возможным выступление экипажей с двуязычными спортсменами. Если водитель и штурман соотечественники, то само собой разумеется запись и диктовка ведутся на родном языке. Но и здесь возможны исключения: Юха Канккунен диктует стенограмму по английски, хотя его штурман – финн.
Совершенно невозможно сказать, чья стенограмма лучше. Любая стенограмма, если она позволяет конкретному экипажу ехать быстро и безопасно - хороша. В основу стенограммы многие гонщики приняли систему с записью крутизны поворотов от 1 до 5. Советские раллисты, так же переняли эту систему с той лишь разницей, что сложность поворотов у них обратная, то есть, самый быстрый поворот получил обозначение 1. Используется и обозначение 0, что соответствует команде «полный газ».


2. СИСТЕМА СТЕНОГРАММЫ АХИМА ВАРМБОЛЬДА
Классик «пометок для безопасности» АХИМ ВАРМБОЛЬД предложил …

3. Пример современной стенограммы участника WRC
4. СЕКРЕТАРЬ, ПРОВИДЕЦ, ГЕРОЙ, и не только. Штурман – психотерапевт водителя, адъютант, технический консультант, интеллект раллийного экипажа.


2006-03-24


ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ


СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. МОНИТОРИНГ НА 20 апреля 2009 года.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВНЁС СВОИ КОРРЕКТИВЫ В СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДРОМОВ. ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ ЕСТЬ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО, НЕ ТРЕБУЮЩИХ ЗНАКОВ ВОПРОСА! СРЕДИ НИХ АВТОДРОМ «SMOLENSK RING» ( На фото), который будет достроен к следующему летнему сезону! ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДРОМОВ В РОССИИ, СНГ ( и в бывшем СССР): 1. ??? НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Тольятти ( Сосновка). Стадия - проектирование. 2. ??? В Санкт-Петербурге (Стадион). Стадия – неясность. Вокруг стадиона КИРОВА ТРАССЫ однозначно НЕ БУДЕТ! На трассу в новом месте выделенных бюджетом города денег не хватит! Рассматриваются альтернативные коммерческие варианты. 3. ???НЕТ ИНФОРМАЦИИ. В Беларуссии под Минском ( село Щзерище). Стадия - проектирование. 4. ???В Крыму в районе Западного обхода Краснодара ( Сакский район ). Формула 1. Проект Тильке. Стадия - проектирование. Известен ещё один готовящейся проект инициативной группы. Стадия – переговоры с инвесторами. 5. В Казахстане ТОО «Казахстан Мотор Сити», недалеко от аэропорта Астаны будет построена трасса для Формулы 1. В проект будет инвестировано около 300 млн. долларов США. Трасса по своей протяженности будет одной из самых длинных в мире – 5 452 метра. По словам исполнительного директора «Казахстан Мотор Сити» Максима Трифачева, она представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций (трасса может быть переделана в кольца с различной протяженностью примерно от 1 до 5 км). Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч.


налог при продаже автомобиля

Как не платить налог при продаже авто? Как же всё сложно и запутанно. Не огорчайтесь, закон содержит и положительные моменты. Рассмотрим их. В соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов. Так, если Имущество (автомобиль) находилось в собственности налогоплательщика три года и более – имущественный налоговый вычет будет равен продажной стоимости этого имущества. То есть, если после продажи автомобиля у вас на руках остались документы (справка-счёт, договор купли-продажи), которыми подтверждается стоимость проданного автомобиля – ваш доход НДФЛ не облагается и в данном случае НДФЛ не уплачивается. Кроме того, если имущество (автомобиль) находилось в собственности менее трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме продажной стоимости, но не более 125000 рублей. То есть, если автомобиль был куплен дороже той цены или за ту же цену, за которую продан (не забудьте приложить к декларации документы, подтверждающие цену покупки автомобиля) – НДФЛ также не начисляется.


ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ГОНОЧНОЙ МАШИНЫ. Основы правильной настройки.Перераспределение веса и центр тяжести. Регулировка тормозного баланса.

Мой любимый гонщик, трехкратный чемпион мира Ники Лауда, отвечая на вопрос о секрете его побед, один раз сказал так: «На аналогично настроенном автомобиле я не смогу ехать быстрее, чем любой гонщик мирового уровня, поскольку мы все едем на пределе возможного. Выигрывает тот, кто лучше настроил автомобиль, а значит, много работал и думал». Для чего настраивают ходовую часть автомобиля? Для того, чтобы улучшить его поведение на скорости, сделать его быстрее. Однако добиться этого вам удастся только в том случае, если вы будете чувствовать разницу между реальностью и мифами, которых, когда дело доходит до настроек, оказывается множество. Действительно, в этом деле есть масса нюансов. Но мы будем говорить о базисных положениях, которые верны для любой гоночной машины, независимо от ее типа, формулы привода или мощности. Зная и применяя эти принципы на практике, можно научиться настраивать любой автомобиль.


© 2006 М.Г. Горбачев
При копировании или использовании материалов
сайта ссылка на www.drive-class.ru обязательна
адрес редакции
drive-gorbi@yandex.ru
AutoRacer.ru - авто портал Rambler's Top100