|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАТЬИ (АВТОМОБИЛИ).ЧТО ТАКОЕ АБС?ABS Anti-lock Braking System (AБС – Антиблокировочная система тормозов) Антиблокировочная система тормозов (АБС) на сегодняшний день является, наверное, самой распространенной системой, повышающей безопасность движения. Практически на все новые иномарки эта система ставиться в базовой комплектации. АБС очень полезна и эффективна, только вот не все умеют ею правильно пользоваться. Антиблокировочная система тормозов была изобретена и впервые запущена в производство компанией Bosch в 1978 году. С начала прошлого века инженеры пытались предотвратить блокировку колес не только в автомобилях, но и в рельсовых транспортных средствах, и даже в самолетах. В 1936 году компания Bosch зарегистрировала патент на "механизм, предотвращающий блокировку колес моторных транспортных средств". Но лишь с появлением электронных систем контроля и управления инженеры смогли разработать антиблокировочную тормозную систему, которая была бы достаточно быстрой и надежной, чтобы ее можно было использовать в автомобилях. Так, в 1978 году легковые автомобили стали оборудоваться системой ABS от Bosch - первыми были автомобили Mercedes-Benz S-класса, а вскоре после этого – BMW 7-ой серии. С момента представления системы ABS на мировой рынок, компания Bosch основательно усовершенствовала и модернизировала технологию электронных тормозных систем. Их функциональная эффективность неуклонно повышается. Вместе с тем проводится и инженерная оптимизация, благодаря которой размеры и вес приборов становятся меньше. В октябре 2001г. компания Bosch выпустила систему ABS 8-го поколения. Ее вес составил 1,6 кг, что в сравнении с 6,9 кг первой системы 1978 года говорит об основательной оптимизации технологии Конструктивно АБС представляет собой совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Система АБС предотвращает блокировку колес при торможении. В результате даже при экстренном торможении сохраняется устойчивость автомобиля. Кроме того, во время торможения автомобиль сохраняет управляемость. Датчики на всех четырех колесах постоянно измеряют угловую скорость вращения колес. Если частота вращения отдельного колеса неожиданно резко падает, то управляющая электроника подает сигнал об опасности блокировки. Давление в соответствующем трубопроводе гидравлической тормозной системы сразу же снижается и затем снова повышается, немного не доходя до границы, за которой начинается блокировка колеса. Процесс может повторяться несколько раз в секунду, пульсация педали тормоза свидетельствует о работе системы АБС. Конструктивно АБС представляет собой совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Система АБС предотвращает блокировку колес при торможении. В результате даже при экстренном торможении сохраняется устойчивость автомобиля. Кроме того, во время торможения автомобиль сохраняет управляемость. Датчики на всех четырех колесах постоянно измеряют угловую скорость вращения колес. Если частота вращения отдельного колеса неожиданно резко падает, то управляющая электроника подает сигнал об опасности блокировки. Давление в соответствующем трубопроводе гидравлической тормозной системы сразу же снижается и затем снова повышается, немного не доходя до границы, за которой начинается блокировка колеса. Процесс может повторяться несколько раз в секунду, пульсация педали тормоза свидетельствует о работе системы АБС. Кстати, впервые примененные на болидах Формулы-1 такие системы как АБС (антиблокировочная система - препятствует блокировке колес при торможении) и ПБС (противобуксовочная система - при разгоне автомобиля притормаживает буксующие колеса), сейчас активно используется многими производителями серийных автомобилей. Так называемая, электронная педаль "газа", тоже уже применяется в автомобилестроении. С некоторыми переработками перекочевала с гоночных трасс на обычные дороги активная подвеска, оснащенная датчиками, отслеживающими дорожный просвет под днищем автомобиля, и своевременно корректирующими устройствами. Активная подвеска позволяет при изменении профиля дороги сохранять горизонтальное положение кузова. Внедрение активной подвески в Формулу-1 значительно увеличило скорости машин, что в определенный момент стало небезопасно и слишком дорого для команд аутсайдеров. Для повышения безопасности гонок и увеличения конкурентоспособности слабых команд активная подвеска была запрещена техническим регламентом в 1994 году.. На Западе антиблокировочной системой тормозов (АБС) давно штатно оборудуют автомобили, что избавляет водителей от неприятных моментов при торможении. Сейчас в развитых странах АБС входит в комплектацию всех выходящих с заводов автомобилей. Поскольку наибольшие убытки приносят аварии с участием большегрузных автомобилей и автобусов, АБС давно штатно устанавливают и на автотранспортные средства этих классов. При отсутствии АБС опытный водитель до блокировки колес ситуацию не доводит, а применяет так называемое прерывистое торможение. Почувствовав, что вращение колес прекратилось и автомобиль начинает скользить, водитель отпускает педаль тормоза: колеса начинают вращаться, их сцепление с дорогой возрастает, и машина снова управляема – теперь можно повторить торможение. Эта методика довольно действенна, но требует от водителя определенных навыков и дополнительных усилий. АБС делает то же самое, что и опытный водитель, только быстрее и точнее. За секунду АБС проводит 10…12 циклов притормаживания, что абсолютно недостижимо даже для тренированных автогонщиков. Получается, что, если на автомобиле установлена антиблокировочная система тормозов, о коварстве скользкой дороги можно забыть? Тормози как хочешь - машина все равно встанет как вкопанная? Опасное и, к сожалению, довольно распространенное заблуждение. Принцип работы АБС заключается в следующем: когда вы резко тормозите, что называется, "в пол", обычная тормозная система блокирует колеса, и вы летите дальше, и руль вам уже не поможет. АБС же при резком торможении отслеживает блокировку и растормаживает колеса, таким образом вы сохраняете контроль над автомобилем. При этом происходят достаточно сильные вибрации на педали тормоза и раздается характерный звук. На все это не стоит обращать внимание, так как эти признаки свидетельствуют о нормальной работе системы. АБС работает следующим образом. При торможении датчик отслеживает скорость вращения колеса по зубчикам диска и в момент, когда колеса блокируются, подает сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить давление в тормозном контуре. По мере снижения давления тормозные колодки отпускают колеса, те начинают вращаться – сцепление колес с дорогой и управляемость при торможении не ухудшаются. Можно продолжить торможение, повторяя цикл многократно в течение всего времени, пока водитель жмет на педаль тормоза. Тормозной путь автомобиля с АБС на скользкой дороге уменьшается примерно на 10…15%, а это как раз те самые метры, которых не хватает, чтобы избежать столкновения... Получается, что, одни считают, что если на автомобиле установлена антиблокировочная система тормозов, о коварстве скользкой дороги можно забыть? Тормози как хочешь - машина все равно встанет как вкопанная? Другие относятся к АБС с опаской, считая что эффективность торможения с АБС на скользком покрытии недостаточна. И, то и другое к сожалению, довольно распространенные заблуждения. А на сухой дороге? Тормозной путь уменьшается? Вопреки расхожему мнению, может и не уменьшиться! Зачем тогда АБС? И ещё. Среди профессиональных водителей принято считать, что прерывистое торможение позволит "победить" умную антиблокировочную систему и достичь даже несколько большей эффективности торможения, чем с АБС. Однако для этого требуется немалый навык и сноровка, чтобы не допустить блокировки тормозов и удержать рыскающий автомобиль на полосе движения. И вот ещё один вопрос: "Надо ли современному водителю, ездящему на автомобиле с АБС уметь тормозить прерывисто"? Как видите, набралось немало вопросов. Давайте разбираться. Для грузовых тягачей с прицепами польза ясна: автомобиль с АБС во время торможения управляем и состав с прицепом не складывается, если прицеп тоже оснащен АБС. Мировая статистика показывает, что после внедрения на автотранспорте АБС число жертв при ДТП снижается на четверть.В России ежегодный социально-экономический ущерб от ДТП превышает 3% ВВП. В 2002 году на дорогах страны произошло 204 267 аварий, в которых погибло 35 600 человек, а 244 000 человек получили травмы. В 2003 году число ДТП по сравнению с 2002 годом увеличилось на 10,8%, число погибших – на 7%, а число раненых – на 12,7%. Ущерб от ДТП в 2003 году составил 321 млрд. руб. Тенденция к росту аварийности отмечается пятый год подряд. Ежегодно на дорогах страны гибнет от 30 до 40 тысяч человек, что в сотни раз больше, чем в авиационных катастрофах. Основной причиной аварий на дорогах является несоблюдение правил дорожного движения, то есть низкая культура водителей и других участников дорожного движения. Нехитрая арифметика показывает, что применение на автотранспорте, то есть на автобусах, тягачах и грузовых автомобилях АБС тормозов могло бы сохранить жизнь десяткам тысяч наших сограждан. АБС пятого поколения. Принцип ее работы основан на том, что наиболее эффективное торможение и наиболее короткий для конкретных дорожных условий тормозной путь будет тогда, когда каждое колесо автомобиля находится на грани блокирования, но еще прерывисто проворачивается (как это делают профессиональные гонщики). Это предотвращает движение автомашины юзом и занос, даже если колеса одного борта тормозят по покрытой грязью обочине, а колеса другого борта – по сухому асфальту. Работу АБС обеспечивает электроника. С помощью специальных датчиков она выявляет момент блокировки колес и подает команду исполнительным механизмам на снижение тормозного усилия на заблокированном колесе. Каждое колесо тормозит индивидуально, а электроника по многим параметрам оценивает состояние автомобиля в реальном масштабе времени. Все, что требуется от водителя, – это жать на педаль тормоза. Признаками работы системы являются вибрация педали тормоза при нажатии на нее до упора. Среди довольно опытных водителей, многие из которых имеют весьма внушительный стаж безаварийного вождения, многие считают, что АБС – чрезвычайно вредная система, из-за которой может произойти ДТП. Убеждать их в обратном бесполезно, так как этот миф крепко "прижился" среди наших водителей. Вспомним миф о ремнях безопасности. Самое неприятное и даже опасное, что все эти "специалисты" не знают элементарных вещей связанных с торможением на автомобилях, оборудованных АБС. Прочтите, пожалуйста, таким водителям следующую главу вслух или по возможности, расскажите им её содержание для их же пользы. УДАРЬ ПО ТОРМОЗАМ! ТОРМОЖЕНИЕ НА МАШИНЕ С АБС При торможении на машине, оборудованной антиблокировочной системой тормозов ( АБС), возможна только кратковременная блокировка шин. Никаких черных полос на асфальте не останется. Понятие "юз" в торможении с АБС как таковое отсутствует. Именно поэтому на машинах, оборудованных АБС тормозить гораздо легче. Главное, даже при экстренном торможении можно подруливать, и автомобиль вряд ли развернет. Рис. 46. Это основной и очень существенный плюс. Поэтому, не ошибусь, если назову АБС - лучшим автомобильным изобретением прошлого века. Но не стоит думать, что АБС сокращает тормозной путь! Известный немецкий автогонщик Кристиан Даннер уже много лет ведёт рубрику "советы по вождению" в немецком журнале "Auto Motor und Sport" и при каждом удобном случае считает своим долгом напоминать водителям: "ошибочно считать тормозной путь автомобиля с АБС короче, чем без антиблокировочной системы. Главная заслуга АБС в том, что при экстренном торможении машина остаётся управляемой!" На современных автомобилях тормозная система стала очень эффективной и торможение со скорости в 100 км/час до полной остановки длится всего 2,6 секунды. Но главное, что автомобиль абсолютно не меняет своего прямолинейного положения на дороге, даже если за рулем начинающий водитель. Пересаживаясь на автомобиль без АБС, надо помнить о разнице в особенностях торможения. Главная особенность состоит в том, что для экстренного торможения достаточно просто "ударить по тормозам", то есть сильно нажать на педаль тормоза. Всё остальное сделает за водителя АБС. Почему ударить? Дело в том, что АБС включиться в работу, только на границе блокирования шин, то есть в самом начале "юза". Значит, осторожное обращение с педалью тормоза здесь уже не годится. Более того, излишне нежное торможение может даже повредить, так как будет происходить без участия системы, а значит, машину может понести. Правда, как только это произойдёт, водитель сильнее нажмёт на педаль тормоза и АБС включится. А значит, рулём можно будет подправить положение машины на дороге. Ещё одна особенность состоит в том, что современные системы АБС любят работать "без посторонней помощи", то есть без использования тормозного момента двигателя. Кроме того, современные двигатели, благодаря электронному управлению впрыском топлива и катализаторам реагируют на сброс газа довольно вяло, что делает торможение двигателем менее эффективным, чем на старых машинах с карбюраторными моторами. Рекомендация очевидна: переключение на понижающую передачу при торможении на современных автомобилях не требуется. Более того, для объезда препятствия в режиме экстренного торможения ( особенно на скользкой дороге) рекомендуется выжимать сцепление. Да, это правда! Почему по педали тормоза надо ударить? Дело в том, что АБС включиться в работу, только на границе блокирования шин, то есть в самом начале "юза". Значит, осторожное обращение с педалью тормоза здесь уже не годится. Более того, излишне нежное торможение может даже повредить, так как будет происходить без участия системы, а значит, машину может понести. Правда, как только это произойдёт, водитель сильнее нажмёт на педаль тормоза и АБС включится. А значит, рулём можно будет подправить положение машины на дороге. Ещё одна особенность состоит в том, что современные системы АБС любят работать "без посторонней помощи", то есть без использования тормозного момента двигателя. Кроме того, современные двигатели, благодаря электронному управлению впрыском топлива и катализаторам реагируют на сброс газа довольно вяло, что делает торможение двигателем менее эффективным, чем на старых машинах с карбюраторными моторами. Рекомендация очевидна: переключение на понижающую передачу при торможении на современных автомобилях не требуется. Более того, для объезда препятствия в режиме экстренного торможения ( особенно на скользкой дороге) рекомендуется выжимать сцепление. Да, это правда! Так, так! Вспомним первые шаги или точнее, первые километры любого водителя. Для остановки автомобиля, который движется на первой передаче, обучаемый, безусловно, сначала должен выжимать сцепление, потом, притормаживая, остановить автомобиль. Здесь кроется одно из главных противоречий. Дело в том, что при движении на второй и на третьей передаче, что является следующим этапом обучения, алгоритм действий прямо противоположный, - ученик должен сначала нажимать на тормозную педаль, и только когда автомобиль значительно снизит скорость – выжимать сцепление, чтобы при полной остановке не заглох двигатель. К сожалению, инструктора по вождению автомобиля старой школы не придавали этому никакого значения. Для них было главным, чтобы при остановке машина не дергалась, а двигатель не пытался заглохнуть! Понятно, что именно по этой причине большинство российских водителей обученные неверному приёму так и поступают: при экстренном торможении сначала выжимают сцепление. Но, нажимая педаль сцепления и тормоза одновременно, водитель тратит драгоценные секунды, запаздывая с экстренным торможением. Цена этих секунд может быть очень большой. Поэтому водитель должен твердо усвоить: сначала сцепление, потом тормоз – для маленькой скорости, а во всех остальных случаях надо действовать наоборот: сначала тормоз, а потом, когда машина почти остановилась, выжимать сцепление. Тем более, когда речь идёт об экстренном торможении, выжимать сначала сцепление всегда считалось грубейшей ошибкой. Теперь не подлежит сомнению, что на автомобиле, оснащённом АБС при экстренном торможении надо действительно жать на педаль сцепления одновременно с тормозом. Именно так и надо поступать. Так считает двукратный чемпион мира по ралли, немец Вальтер Рёрль, так считает ваш покорный слуга. Выходит, что российский водитель дождался своего звёздного часа и теперь его считавшийся специалистами неверным метод торможения стал, наоборот, абсолютно правильным благодаря АБС. Так оно и есть. И произошло это исключительно этому гениальному изобретению и широкому использованию в своих автомобилях практически всеми автопроизводителями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|