Класс вождения

Клуб юных водителей и гоночные трассы:
+7-916-127-07-13
+7-916-926-62-52, drive-gorbi@yandex.ru
Запись на занятия по вождению
и повышению водительского мастерства: 8 499 391-391-4
Цитата месяца
Учим новичков, не как получить права, а как водить надёжно и безопасно! Восстановление навыков! Преподаём основы спортивного вождения. Информация по телефону 89161270713 или пишите на drive-gorbi@ya.ru
https://www.youtube.com/watch?v=3jFI57oNB8M
все статьи об автовождении:
Можно начать и в Москве на МРВ.
ОБУЧЕНИЕ ЖЕНЩИН ВОЖДЕНИЮ КЛАССА ЛЮКС
УСПЕТЬ ЗА ЛАЗЕРОМ
МОЖНО ЛИ ВЫЕЗЖАТЬ НА ПЕРЕКРЁСТОК?
КАК РУЛИТЬ?
ЧТО ТАКОЕ ЭКСТРЕМАЛЬНО?
"Тренировка. Всё под контролем".
АВТОМОБИЛЬНАЯ КУЛЬТУРА!
ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА
КУДА НАКЛОНЯЮТСЯ КАРТИНГИСТЫ?
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВОЖДЕНИЕ
СПОРТИВНОЕ ВОЖДЕНИЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ЧЕМУ УЧАТ В АВТОШКОЛАХ?
НЕ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ: "КАК ПОЩУПАТЬ СКОРОСТЬ?"
АВТОШКОЛА МИХАИЛА ГОРБАЧЕВА
КУЛЬТУРА В ДВИЖЕНИИ
КАК НАУЧИТЬ ЕЗДИТЬ СО СПЕЦСИГНАЛОМ?
ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ВОЖДЕНИЯ
НЕ МЕШАЙ ЖЕНЩИНЕ!
уверенность на зимней дороге-как не попасть в занос
КРИК ДУШИ ИЛИ РОССИЙСКАЯ АВТОУВЕРЕННОСТЬ
НА ЧЁМ ЕЗДИТЬ ПО СЕВЕРНОЙ ПЕТЛЕ НЮРБУРГРИНГА?
ПРАВИЛА СЕВЕРНОЙ ПЕТЛИ
« ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ CLUB 2»: «КАК НАЙТИ НАСТОЯЩУЮ СКОРОСТЬ»
ПРИЁМЫ ВОЖДЕНИЯ:ЕЩЁ РАЗ О РУЛЕНИИ
«ГДЕ НАЙТИ НАСТОЯЩУЮ СКОРОСТЬ»
Специфика управления переднеприводным автомобилем.
ГОНОЧНЫЕ ПРИЁМЫ
СПОРТИВНОЕ ВОЖДЕНИЕ
СПОРТИВНОЕ ВОЖДЕНИЕ
СТАТЬИ (АВТОВОЖДЕНИЕ).

ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

В ДОРОГУ ДАЛЬНЮЮ (часть 1) 
 
Осторожный начинающий водитель успешно, хотя и постепенно, осваивает окрестные дворы и парочку дорог до работы и к родственникам. Уверенность растёт, волнения падают. Зреет и наливается давнишняя мечта о неведомых краях и городах, о горных серпантинах узких дорог и уходящих в марево стремительных магистралях. Захватывающая перспектива буравит сознание и мучит вопросом, чем же далёкая дорога отличается от коротких поездок в магазин и даже, страшно подумать, на рынок в соседнюю деревню? Рождается разумная, на первый взгляд, мысль, что толчея в городе намного опаснее размеренного шоссейного движения, и поэтому в далёкой дороге опасностей меньше. Словом, неудержимо тянет «на дальняк». Трудно не поддаться соблазну, да и не боги горшки обжигают… Кое-какие трудности и опасности дальней дороги лучше узнать и обдумать заранее.  
 
Известно, что главная проблема дальней дороги таится в её монотонности. Водитель сидит, практически ничего не делая и мало шевелясь, но вынужден находиться в состоянии готовности. Чтобы проверить себя, попробуйте сесть дома перед столом в привычной водительской позе: вытяните вперёд ноги, положите кисти рук на стол, слегка отклонитесь на спинку стула и… долго-долго сидите. Просидели целый час? Считайте, что преодолели примерно километров 60 (реальная средняя скорость на наших дорогах, причём без пробок). А Ваша мечта о далёкой дороге на сколько километров рассчитана? Итак, наряду с правильностью посадки за рулём, комфортность позы становится 
существенным фактором безопасности.  
 
Пока Ваши способности к дальним поездкам неизвестны даже Вам, постарайтесь отнестись к путешествию сосредоточенно и ответственно. Помните, что вдали от привычных маршрутов на первый план выходит Ваше умение ориентироваться в дорожной обстановке «с листа». Изучите карту предстоящего путешествия. Когда по пути ожидаются населенные места и автосервисы, то можно прогнозировать довольно много машин – довезут, если что. На пустынной дороге остаётся надеяться только на свои внимательность и осмотрительность.  
 
Во-первых, откиньте заблуждение, что загородная дорога проще. На шоссе скорости движения выше, значит, времени на распознавание и исправление своих и чужих ошибок остаётся меньше. Обязательно соблюдайте дистанцию не менее двух секунд. Это даст возможность среагировать на торможение впереди идущего автомобиля. Не удивляйтесь, что дистанция во время движения измеряется не в метрах, а в секундах. Как её проверить? Очень просто: как только предыдущий автомобиль пересечёт какую-то «метку» (шов дорожного покрытия, придорожный столбик и т.д.), начните равномерно произносить «двадцать один, двадцать два, двадцать три». Если Вы доберётесь до «метки» между 22 и 23, то Ваша дистанция приемлема. В городской толчее большинство водителей, увы, не поддерживает дистанцию даже в одну секунду, от такой дурной привычки возникают «цепные» аварии, когда друг в друга врезаются несколько попутных автомобилей.  
 
Во-вторых, по сути, дальняя поездка не отличается от привычной короткой только тогда, когда у Вас есть навык езды не по наитию и привычке, а по знакам, разметке, обстановке, правилам движения, самочувствию, в том числе с точки зрения усталости или перевозбуждения. Соображения «тут все так ездят» или «я всегда так делаю» в дальней дороге должны быть прочно забыты. 
 
В-третьих, надо готовить машину к дальней дороге. Подготовку рассмотрим подробнее.  
 
Есть ли у Вас запасное колесо? Оно должно быть накачано, сбалансировано, легко отвинчиваться и выниматься. Бывает, что в надёжной, но почтенного возраста машине, оно оказывается негодным: лысым, кривым, спущенным. Случается, что запаска привинчена столь давно, что её уже не открутить, крепление наглухо «прирастает». Запасное колесо, как минимум, должно соответствовать сезону. Представьте себя, идущего по снегу в одном валенке и босоножке. Автомобилю такая «обувка» не столько неприятна, сколько опасна. 
 
Есть ли у Вас «баллонный» ключ, т.е. тот, с помощью которого отвинчивается спущенное колесо и привинчивается запасное? Это особый ключ, и заменить его первым попавшимся под руку обычно нереально. Распространённые «секретные» болты требуют своей отдельной насадки на баллонный ключ; убедитесь в её наличии и пригодности. 
 
Хватает ли у Вас сил отвинтить колесные болты (или гайки)? Обычно они «прикипают» за сезон так, что открутить их непросто. Как попробовать? Берёте баллонный ключ и ПО ОДНОМУ болту (гайке) отпускаете на четверть оборота и снова затягиваете, не зверея. Почему по одному? Чтобы не нарушить центровку колеса. Если лень возиться, то придётся заехать на шиномонтаж и попросить также по одному болту (чему ленивые работнички сопротивляются, предстоит настоять на своём) открутить-закрутить, особенно «под женскую руку».  
 
Есть ли у Вас домкрат? Знаете ли, куда его ставить, чтобы не помять машину и себя не травмировать? Умеете ли пользоваться так, чтобы не уронить машину на себя? Есть ли «клинышки» или другие подручные (потому менее надёжные) приспособления, чтобы подкладывать под противоположное спустившему колесо, когда поднимаете машину на домкрат? С домкратом лучше потренироваться заранее у дома или в гараже в тепле и без дождя, соблюдая осторожность: ронять полторы тонны на организм вредно. Понятно ли, что при замене колеса надо сначала вынуть запасное колесо, ключи, насос, клинышки, и только потом поднимать машину на домкрат, чтобы не раскачивать хромую лошадку? 
 
К современной подготовке автомобиля не только в дальнюю дорогу относится оборудование его GPS-навигатором и видеорегистратором, осознанно выбранными. Это не обязательно, но полезно, причём заранее освоить их меню и функции лучше как «пилоту», так и будущему «штурману». Убедитесь, что приборы работают от прикуривателя; поскольку батареек хватает на час-два. Некоторые навигационные программы время от времени подают ложные команды. Если на шоссе навигатор вдруг советует повернуть «в поля», воспримите это как милую компьютерную шутку. Относитесь к братьям по разуму снисходительно. Попробуйте заранее проверить, насколько детально выглядит карта той местности, куда Вы собираетесь ехать, хорошая детализация вселяет надежду на приличную точность. Электроника может отказать в любой момент, в конце концов, прибор можно разбить или промочить. Поэтому лучший навигатор, оснащённый самым новым и полным комплектом карт и программ, дополните бумажным атласом или картой той местности, куда Вы решились направить свои колёса. 
 
Даже рассчитывая двигаться только днём, обязательно проверьте исправность всех ламп, в особенности фар и стоп-сигналов (чтобы они горели в полный накал, а не тускло), наличие буксирного троса, положенных знака аварийной остановки, огнетушителя (исправного!), аптечки (с лекарствами, а не с запасными лампочками), запаса предохранителей вместе с электрической схемой и инструкцией к автомобилю. Запишите на бумаге телефоны эвакуаторов и сервиса. Обязательно полностью зарядите свой сотовый телефон, ещё лучше взять с собой его автомобильную зарядку.  
 
В далёкой поездке очень важно давление в шинах. Каким оно должно быть? Лучше ориентируйтесь на то, которое написано прямо на боковине шины, чем на указанное в инструкции к автомобилю. Найдите надписи PRESSURE мелким шрифтом. Величина в kPa, т.е. килопаскалях, совпадает с атмосферами, умноженными на десять. Не перепутайте с PSI, фунтами на квадратный дюйм. Обычно давление в холодных шинах (они остывают через час и больше после поездки) должно быть для легковых автомобилей от 2,0 до 3,0 атмосферы (20-30 килопаскалей). Посылайте подальше «советчиков», особенно в шиномонтаже, ставить давление поменьше, требуйте своего. Лучше шины перекачать на 0,2 атмосферы, чем недокачать. В дальней дороге во время остановок не проверяйте давление манометром (ошибётесь – шины нагреваются, давление растёт, это нормально), пока явно не увидите, что колесо «оседает». Правильнее сразу после остановки обойти вокруг автомобиля и потрогать боковины шин – они должны быть тёплыми, но не обжигать руку. Важно, чтобы температура левых и правых была похожей, но если Солнце постоянно печёт с одной стороны, то на освещённой стороне автомобиля шины будут теплее, но всё равно они не должны обжигать. На пустой машине обычно передние шины теплее, на гружёной – задние.  
 
Проверьте уровень масла в двигателе, возьмите с собой 1-2 литра в запас. Сорт и вязкость узнайте по инструкции к автомобилю, либо мысленно поблагодарите хороших мастеров на сервисе, наклеивших внутри капота этикетку от предыдущего залитого масла. Если во время городской и полугородской езды масло изредка доливаете, то запас очень важен – в дальней дороге «аппетит» двигателя резко возрастает. Ни в коем случае не проверяйте уровень масла на холостом ходу – забрызгаете себя и всё вокруг. Обычно, контроль уровня проводится через 2-5 минут после остановки двигателя, причём автомобиль должен стоять горизонтально. Точность «горизонтальности» примитивная – если дверь «вываливается» или «неподъёмная», то наклон автомобиля слишком велик, чтобы проверять уровень масла.  
 
Полезно взять с собой побольше воды – питьевая вода пригодна для того, чтобы заливать её в бачок омывателя стекла, а вот «омыватель» пить нельзя, это яд. Вообще, в машине всегда, а не только в дальней дороге должен быть запас воды и непортящейся еды: шоколадки, орехи, цукаты, канапе, фрукты, словом – что не пачкается и удобно. Выплёвывать косточки увлекательно, но рискованно. Если нравится, то используйте жвачку. Любое жевание улучшает кровоснабжение мозга и отодвигает усталость. Энергетические напитки без проверки и «в одного водителя» не используйте, реакция на них бывает разная. Лучше равномерно отдыхать, о чём написано далее.  
 
Обязательно промыть и тщательно протереть ветровое (лобовое) стекло снаружи и внутри. Отвратительная серо-сизая плёнка незаметно нарастает на ветровом стекле, особенно внутри салона, от выхлопа других автомобилей и от курения. Она не смывается во время дождя, но очень сильно увеличивает напряжение глаз – будто всматриваетесь сквозь туман. Лучше всего использовать аэрозольный состав для обычных оконных стёкол, содержащий нашатырный спирт, вроде старой советской «Секунды». 
 
Важно убедиться, что резинки «дворников» не изношены и не оставляют неочищаемых зон на ветровом стекле (водяные полосы, пятна). Довольно полезно протащить их рабочую кромку через сжатые пальцы или ногти, в которых останется неожиданно много грязи. Разумно иметь в машине запасные щётки дворников. 
 
Не упоминаю о «болячках» автомобиля, которые, по закону подлости, проявляются во время далёкой поездки в дождь, в тоннеле, на подъёме и в узком месте… Во всяком случае, проверьте, не разряжены ли батарейки пульта сигнализации, если такой используете. Купить их посреди поля труднее, чем в городе.  
 
Переходим непосредственно к движению. 
 
Человек, в отличие от автомобиля, вынужден отдыхать, поэтому постарайтесь соблюдать многими проверенный график и каждые 1,5-2 часа движения перемежать 10-15 минутами отдыха, даже если чувствуете себя бодро. Отдыхать лучше подвижно: пройти вокруг автомобиля, присесть у каждого колеса, заодно пощупать шину. Помахать руками-ногами, чтобы разогнать кровь. Повертеть головой, чтобы встряхнуть вестибулярный аппарат (он во время управления автомобилем перегружен). Умыться (запас воды!), разуться (но не порезать ноги). Если тянет поспать – вспомните Штирлица и поспите, съехав с дороги, как указано далее, заперевшись в машине изнутри, но с выключенным двигателем. Лучше поставить при этом машину так, чтобы Солнце не светило на Вас.  
 
Очень важно ни в коем случае не останавливаться (например, соблюдая график отдыха) просто на обочине дороги. Это чрезвычайно рискованно, даже «на секундочку». Обязательно съезжайте вбок – на заправку, к кафе, к магазинчику, в крайнем случае – на боковую, но маленькую незагруженную дорожку. Не советую съезжать влево, т.к. вдвое увеличиваются риски: сначала надо пропустить встречных, а при выезде – пересечь свою же дорогу. Словом – сворачивайте всегда направо. Исходя из нормы 1,5-2 часа, поступайте так: через 1,5 часа начинайте изучать знаки и окрестности, чтобы остановиться в удобном и приятном месте. Скорее всего, в пределах получаса такое место найдётся. Но если «проскочили» хорошее место (или почти проскочили), то ни в коем случае не тормозите резко и, разумеется, не возвращайтесь – избегайте аналогичных повороту налево рисков с двумя разворотами.  
 
Все Ваши манёвры на дороге должны быть не просто плавными, а понятными и предсказуемыми для других. Например, увидели знаки, что впереди кемпинг, заправка, кафе и т.д. – начните мигать вправо, плавно притормаживайте, тем самым заранее декларируйте, что Вы намерены останавливаться. При этом будьте начеку, потому что выезжающие с этой стоянки могут «подсунуться» под Вас, полагая, что Вы уже остановились, либо свернёте, не доезжая до их места выезда. Не испытывайте никаких комплексов, что Вы едете медленнее других: по закону водитель несёт ответственность за безопасную скорость. Кстати, медленный проезд вдоль места скопления других автомобилей и людей безопаснее, чем пацанское просвистывание с плохо прогнозируемыми последствиями.  
 
Снова оговорка. Если остановка вынужденная – спустило колесо, перегревается двигатель, то куда более рискованно пытаться «дотянуть» до удобной стоянки, чем остановиться плавно, но сразу. Существенные повреждения колеса или двигателя наступают уже через километр, так что вынужденная остановка производится там, где придётся. Тем не менее, даже в пределах 100-200 метров можно найти чуть более широкую обочину, немного подальше отъехать от перегиба дороги, скрывающего Вас. Стремитесь остановиться на хорошо просматриваемом участке. При возникшей нужде остановиться, немедленно включайте аварийную сигнализацию (все поворотники мигают) и оставайтесь внутри автомобиля, пока попутные машины не минуют Вас. Выходите из салона только убедившись, что попутных автомобилей нет, а на узкой дороге добавьте необходимость контролировать отсутствие встречных. Поток воздуха от проносящихся машин может вывернуть дверь (она раскроется слишком сильно, сломает ограничитель и помнётся), прищемить ею выходящего человека, даже сбить с ног выходящего из салона. 
 
В дальней дороге возникает «гипноз скорости», т.е. привыкание к движению на скоростях, больших, чем городские. Сначала кажется, что машина едет необычно быстро, а потом напряжённость спадает. В целом, возникает ощущение, что на пустой загородной дороге ехать проще и, главное, безопаснее, чем в городской толчее и сутолоке. Ещё раз повторим, что это опасное заблуждение. На большой скорости изменение ситуации происходит гораздо быстрее, реагировать надо чётко и правильно, а навыки не всегда есть. Учили ли Вас в автошколе ездить по автомагистрали со скоростью 110 км/ч, т.е. со скоростью 30 метров в секунду? Вряд ли. 
 
Первое проявление «гипноза скорости» – самоуспокоенность. Чтобы избежать этого, «играйте» сами с собой дорожными яркими ориентирами и встречными автомобилями. Увидев заметный ориентир или встречную машину, скажите себе: «мы поравняемся через 20 (например) секунд». Считайте в уме секунды (высокой точности такая игра не требует) и проверяйте – осуществился ли Ваш прогноз. Помимо концентрации внимания, такая игра развивает чувство дистанции, которое потом понадобится для прогноза обгонов.  
 
Второе и более опасное проявление «гипноза скорости» – слишком малое снижение скорости перед манёвром или знаком ограничения скорости. Вроде бы затормозили так, что «пешком быстрее», а оказывается, что оставшаяся скорость всё ещё слишком велика. Рецепт простой: постоянный контроль не по ощущениям, а по спидометру: ехали 70 и увидели знак 50. Честно и плавно тормозите до 49 и после этого отпускаете педаль. Допустим, ваша привычная скорость на перекрёстках и узких поворотах – 35 км/час, значит перед съездом на узкую развязку или на заправку снижайте скорость по спидометру до 30 км/час. На непривычных дорогах лучше перестраховаться, снижая скорость «с запасом», особенно на переднеприводных автомобилях. Надеюсь, не нужно объяснять, почему торможение должно быть «дежурным», плавным, ожидаемым и понятным сзади едущими.  
 
Весьма опасным является манёвр, когда Вы с маху пытаетесь объехать тормозящий впереди автомобиль, выскакивая из своего ряда или объезжая по встречной полосе. Не вдаваясь в подробности, предлагаю тормозить вместе с впереди едущим столько, сколько нужно, и проезжать далее по своей полосе лишь после того, как впереди едущий наверняка её освободит. В целом, на загородной дороге Вы должны просматривать как можно дальше дорогу вперёд и назад, заранее прогнозируя возможные манёвры, в том числе чужие. Не «надавливайте» на других, увеличьте в дальней дороге дистанцию. При этом следите, не «прилип» ли кто-то к Вам сзади. Чтобы отпугнуть хама, «повисшего» на Вашем заднем бампере, мигните стоп-сигналами, но не тормозя, а только чуть нажав на педаль. Тренировать этот приём надо начинать таким образом, чтобы видеть в зеркала заднего вида свои стоп-сигналы, например, стоя в полумраке у расположенной сзади стены. Привыкнув к усилию на ноге, проверьте в движении, не происходит ли при этом реального торможения автомобиля. Соответственно, корректно поступайте сами: если догнали впереди едущий автомобиль, и он мигнул стоп-сигналами, то это просьба увеличить дистанцию. Когда лидер вместе с кратким стоп-сигналом надолго включил правый поворотник, то сообщил о намерении остановиться. А если одновременно с кратким правым поворотником стоп-сигнал не загорался, то пригласил к обгону – не ошибитесь. Краткий левый поворотник без стоп-сигнала предостерегает: опасно, не обгоняй. Увы, подобная дорожная азбука вежливости большинством водителей не освоена. Невежи, особенно с автоматическими коробками передач, мчат в хаотическом режиме газ-тормоз-газ, расточительно мигая стоп-сигналами и игнорируя поворотники.  
 
Особенностью дальних дорог в не самых культурных в автомобильном смысле краях, является нелогичность и «засадность» организации дорожного движения. Знаки стоят скрытно, разметка полустёрта, ширина и качество дороги никак не соотносится с ограничениями скоростного режима. Чем более дурацкая организация, тем чаще там стоят дорожные полицейские, вымогая (в том числе вполне законно) мзду у водителей. Понятно, что в таких условиях водители ездят не по закону, а «по понятиям», поступая как другие, как в этой провинции принято (откуда Вы знаете, что в этом заповеднике принято ездить по обочине справа от дороги, потому что в центре столетней давности яма?), униженно или по-хамски.  
 
Чтобы минимизировать риск неприятного общения с блюстителями беспорядка, чрезвычайно чётко, даже демонстративно, пунктуально выполняйте все требования знаков и правил. Допустим, Вы едете и видите, что всего через 100 метров после знака ограничения скорости будет его отмена (кончается населённый пункт, видны перекрёсток или знак «отбоя» и т.д.). Не ленитесь, тормозите до разрешённой скорости, соблюдайте её протокольно точно, а потом разгоняйтесь. Например, в Польше, дорожная полиция часто стоит строго на знаке «начало населённого пункта» и на знаке «конец населённого пункта», иногда того же самого. Обыватель предполагает, что дважды за одно не наказывают, на этом блюстители и кормятся, повторю – часто вполне законно. Встречаются отрезки шоссе длиной несколько километров, когда дорога внешне ничем не отличается, но на ней торчат знаки нелепого ограничения скорости – то ли 40, то ли 30. Не Ваше дело рассуждать, забыли их после ремонта или как будто забыли, Ваше дело – выполнять. Учтите, что в советском человеке вскормлен инстинкт, что соблюдать закон постыдно. Не поддавайтесь инстинктам.  
 
За рамками короткой статьи осталась немало вопросов, в том числе: 
• выбор одежды, обуви, головного убора; 
• проверка и коррекция зрения, в том числе сумеречного; 
• ослепление встречными фарами ночью и низким Солнцем; 
• шина-докатка, шинная аптечка «непрокалываемых» шин; 
• инструмент и запасные части; 
• темп движения на шоссе; манёвры, торможения, разгоны; 
• встречные и попутные огромные «фуры» и автобусы, мотоциклы и трактора с прицепами. 
 
Каждый достоин отдельного обсуждения, так что при желании читателей продолжение «дальней дороги» последует. 
 
KKK