|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАТЬИ (АВТОВОЖДЕНИЕ).КАК РУЛИТЬ?ЗАПИСЬ НА ЗАНЯТИЯ К МИХАИЛУ ГЕОРГИЕВИЧУ ГОРБАЧЕВУ ПО ТЕЛ: 8 916 127 07 13! КАК РУЛИТЬ? Последние наработки автора сделаны на основе собственной методики, базирующейся на мировой практике. Часть I У пилота правильная посадка - с вертикальной линией позвоночника и шеи. Так лучше работает вестибулярный аппарат. Руки должны быть согнуты в локтях - это современная посадка для спорта. Вариант с прямыми руками уже в прошлом! Главное правило гласит: если удобно работать рулём, значит - правильно! Повороты должны проходится или без, или с одним перехватом руля, кроме шпилек. Это идеальный вариант! Поворот руля должен быть всегда минимально возможным для прохождения поворота, потому что повёрнутые колёса не только тормозят машину, но и вызывают поперечные ускорения, то есть крены кузова. Рулите скупо! - так пишут все асы гонок в своих книгах. И ещё: чем позже поворачивать руль, тем на больший угол приходится крутить, траектория становится круче, скольжения приходят там, где их можно избежать. Значит, поворачивать руль нужно как можно раньше, но чтобы попасть на идеальную траекторию! Если придерживаться этих правил - всё остальное не так важно! Например: "Тренер говорит, что у пилота слишком большой диапазон работы рук без перехвата??", - ну и что? От этого что именно страдает? Разберёмся конкретней. Главное правило вращения руля: толкать вверх! Плавное ведение руля рабочей рукой в повороте толкает руль в сторону поворота и очень точно регулирует угол поворота руля. Это самый точный способ руления. Рабочая рука — это рука с внешней стороны данного поворота. Главное, не переходить этой рукой за центр руля, то есть вертикальную линию, которая делит руль на левый и правый сектора. Потому что, перейдя за вертикальную ось, рабочая рука прекращает толкать и начинает тянуть руль. А тянуть ей неудобно, поэтому вся работа переключается на внутреннюю к повороту руку которая тянет лучше, но она сильно согнута и напряжена. Кроме того, на неё передаётся вибрация и качки тела от сидения в поперечном и продольном направлении. Даже если у вас самое отличное доргое сидение! Точного руления не получится! Что делать, чтобы не вылезать рабочей кукой за вертикальную ось руля? Перехватывать ей руль перед поворотом вниз, чтобы увеличить рабочий сектор этой руки до вертикальной оси. Так считает Вальтер Рёрль ( двукратный Чемпион мира по ралли и Чемпион мира по кольцевым гонкам на спортпрототипах). Ведение руля рабочей рукой вверх делает необязательной сильную хватку ей руля. Кисть руки может быть практически расслаблена, движение руля в сторону поворота плавное, но точное. Дело в том, что кинематика передней подвески и рулевого управления в критических режимах живёт своей маленькой, но независимой жизнью. Пусть эластичность вашей рабочей руки не препятствует этому. В точке входа в поворот резкий поворот руля — всегда ошибка, пожалуй, кроме крутых шпилек ( кроме ситуации, когда пилот умышленно хочет вызвать этим резким рулением скольжение автомобиля). В скоростных поворотах нужно практиковать очень плавное движение рулём, причём точка входа находится значительно раньше, чем это может казаться и угол поворота руля просто минимальный. На фото: перехват руля перед поворотом влево, рабочая рука - правая сделала перехват руля вниз для увеличения рабочего диапазона. Часть II Итак, гуру спортивного вождения, Вальтер Рёрль советует перехватывать руль перед поворотом рабочей рукой вниз для увеличения рабочего диапазона. Понятно, что это применимо только к прохождению крутых поворотов. Я с удивлением заметил как-то, что Саша Сотников, успешный российский автогонщик перед крутым поворотом делает предзахват двумя руками — рабочая на шесть, вспомогательная — на 12( по циферблату часов). На вопрос, кто его так учил, он ответил, что никто, а просто ему так удобней. Я, лично, не использую этот метод, потому что для меня важнее при выравнивании машины на выходе из поворота при разгоне держать руки строго в положении без 15 три, или без 10 два ( по циферблату часов). Потому что мне так проще компенсировать небольшими подруливаниями виляние машины, неизбежно возникающие при мощном разгоне. Мне так удобней!Вспомним Главное правило: если удобно работать рулём, значит - правильно! Не перехватывает руль и Евгений Новиков, спокойно игнорируя установку Рёрля не переходить рабочей рукой за вертикальный центр руля в крутых поворотах, что отлично видно на этом ролике ( точно так же рулит Себастиан Лёб и все остальные «мировые» пилоты): http://www.almrally.ru/novikov-news/info/10423/ Ещё отлично видно, как он правильно дышит, ведь управление спортивной машиной по физическим затратам схоже с довольно тяжёлой физической нагрузкой. Значит, нужно уделять должное внимание правильному дыханию. Вывод прост: главное как можно меньше перехватывать руль, при этом делая так, как вам удобней. В скоростных поворотах перехватывать руль недопустимо, там важно очень точное руление. В крутых, медленных, без перехвата по теории Рёрля, руление не будет таким точным. Но, давайте подумаем и попробуем на практике. Здесь, оказывается, сверхточность не так важна!На фото: 1 и 2, это основное положение рук на руле. Это или mtp 10 два или без 15 три, причём меняя эти два варианта происходит очень важная разминка кистей и рук. Время от времени кисти нужно расслаблять и это хорошо совмещать с небольшим изменением места рук на руле. На современных автомобилях, даже гражданских, не говоря о спортивных, все повороты до 90 градусных включительно, можно проходить не меняя положение рук на руле, то есть без перехватов и предзахватов. Это демонстрируют фото 3 и 4. Часто на он-борд видео «мировых» пилотов хорошо видны резкие подруливающие движения. Ошибочно думать, что это «поисковое руление». Я не люблю этот термин, потому что он не имеет отношения к спортивному вождению. Эти мелкие подруливания, компенсируют небольшие срывы и прыжки машины, потому что подвеска спортивных машин обычно жёсткая. Вспомним, что любой поворот руля вызывает поперечное перемещение веса, то есть динамическую разбалансировку машины и как следствие, скольжения шин. Это ещё один довод против «поискового» руления. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|