|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОЕКТЫ АВТОДРОМОВ.КАКОЙ И ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОНОЧНАЯ ТРАССА ? КАКОЙ И ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОНОЧНАЯ ТРАССА ? РАССКАЗЫВАЕТ : Михаил Георгиевич Горбачев - специалист по проектированию кольцевых гоночных трасс и центров контраварийной подготовки, известный энтузиаст автоспорта, в прошлом автогонщик, Чемпион и Мастер спорта СССР, а ныне тренер-инструктор, журналист и писатель. Автор теории спортивного и гоночного вождения, а также книг-бестселлеров по безопасному вождению автомобиля. На фото: Михаил Горбачёв обсуждает с Германом Тильке какой должна быть гоночная трасса для национального автодрома. Человек-бренд Герман Тильке: "Лучшую трассу назвать не берусь, так как каждый проект связан для меня с определенными эмоциями, состоянием души, а любимую трассу пусть назовут гонщики. Свою любимую трассу, к сожалению, построил не я. Это Нордшляйфе". ВСТУПЛЕНИЕ Россия до сегодняшнего дня не имеет ни одной современной гоночной трассы с международной лицензией FIA. Почему? Дело в том, что как всегда, у нас всё не так как у людей. Причём, большинство при этом уверено в том, что всё идёт как надо. Поэтому не редки голоса, что мол, трассы везде в мире – это частная инициатива и главное – чтобы поиск правильного инвестора увенчался успехом. Но, увы, все попытки найти частного инвестора, этакого исчезающего фантома, оказываются тщетными. Никто не хочет рисковать. И правильно делает, ведь вкладывая в проект с весьма сомнительным бизнес-планом шанс получить деньги обратно пусть и без прибыли равен нулю. Идея быстро вернуть вложенные деньги, построив трасу для Формулы 1, и проведя всего один Гран-при, предана забвению как утопическая. Что вполне разумно, так как на приглашении "злого гнома" Экклстоуна можно только прогореть. Больно много просит он за приезд своего автогоночного шоу. Таким образом, полагать, что он наоборот жаждет привезти деньги, по крайней мере наивно. Тем временем, во всём мире и уже давно сложилась успешная практика: строительство такого значительного по вложениям средств объекта как спортивно-технический комплекс и на таком внушительном участке земли, который требует гоночная трасса, редко обходится без государственных вливаний. Есть, конечно, и сугубо частные автодромы, но их меньшинство. В России пока едва начинает работать вариант с частной инициативой, что обернулось строительством малобюджетных трасс. И одна даже построена и функционирует. Так кому и зачем, понадобилось трубить во всю ивановскую о многочисленных проектах строительства автодромов для Формулы 1и даже имитировать кипучую деятельность по их воплощению? Я не знаю, но могу только догадываться, а посему промолчу. Только замечу с сожалением, что подобные прожекты делают Россию в моём понимании страной ещё более НЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ. Помните песню БГ с такими словами: " я устал быть послом рок-н-ролла в этой неритмичной стране…" Похожая ситуация. С той лишь разницей, что в СССР, выходит, автогонки были развиты лучше. По крайней мере, можно было насчитать пяток действующих гоночных трасс. Да и действующих автогонщиков было на порядок больше, чем сейчас. Что касается трасс, то две из них – киевская "Чайка" и тбилисская "Рустави" были с очень даже интересной конфигурацией. Кто авторы этих проектов – история умалчивает. А вот рижская трасса "Бикерниеки" имеет не столь удачную конфигурацию, но зато известны её авторы и я их назову позже. Сейчас мне не до них. Сейчас хочется ответить на вопрос: какой должна быть гоночная трасса? Ах да, вас обидели мои слова о неавтомобильной России? Так гонки были всегда, то есть с первого дня изобретения автомобиля, мощным стимулом к улучшению его конструкции. А у нас первая партия российских гоночных автомобилей класса Формула была построена энтузиастом гонок Юрием Кимом только десять лет назад. Сейчас эти формулы свалены в кучу, так как желающих попробовать себя в гонках оказалось в России ничтожно мало. Юрий Ким, основатель и владелец гоночной серии "Формула-Русь", рассказывал, что затеял ее просто потому, что является фанатом гонок. Цена вопроса — $3 млн на запуск серии, которая не приносит ничего, кроме убытков, плюс по $100 тыс. на проведение каждого из семи этапов в году. "За несколько лет, которые я занимаюсь 'Формулой-Русь', мой бизнес как минимум перестал развиваться. Но бросить все уже нет сил. В конце концов, различных материальных удовольствий от жизни я получил немало. Теперь хочется чего-то просто увлекательного",— признался Юрий Ким несколько лет назад. Добавлю, что сегодня, бизнес Кима развалился. И вы будете спорить с тем что Россия НЕ АВТОМОБИЛЬНАЯ СТРАНА? Многие старожилы с ностальгией вспоминают гонки по старому Нюрбургрингу, когда машины прыгали, по крайней мере, два раза на круге. Тут мне вспоминается документальный фильм 1976 года с молодым, ещё не обезображенным огнём лицом Ники Лауды на экране, возмущенно критикующим эти самые смертельно опасные прыжки. Многие тоскуют по секции бэнкинга ( сильно профилированного, то есть наклонного поворота-виража) как на старой Монце или на АВУСе в Берлине. До сих пор помню фото с машиной парящей за пределами наклонного трека на АВУСЕ на высоте трёхэтажного дома. На этот раз гонщик не пострадал. Мало того, машина, приземлилась в паддоке настолько удачно, что гонщик пытался даже снова выехать на трассу. Почему подобные секции трасс в современных конфигурациях автодромов отсутствуют? Ответим так: потому, что элементы трасс, провоцирующие гонщиков на смертельные аварии, интересны только самим зрителям жаждущим крови, но никак не гонщикам. Сегодня скорость и бэнкинг практически несовместимы. Относительно наклонных виражей требования к трассам не позволяют сделать виражи как на старой Монце. Карусели на Нюрбурге – это медленный бэнкинг и с точки зрения пилотажа никакого интереса не представляет. Разве что если попытаться поехать здесь быстрее, то машину картинно выкинет с трассы. Повороты с отрицательным профилем значительно интересней и на том же Нюрбургринге их два – оба скоростные и оба проходятся довольно уверенно,… если не испугаться и в середине поворота не сбросить газ. Да чего только нет на этой самой Северной петле? Есть даже участок, где полотно трассы сделано домиком как на обычной дороге. Возникает вопрос: Что делает трассы интересными? На Нюрбургринге – это скоростные закрытые повороты, то есть на входе в поворот не видно выхода из него, так как он как бы облизывает холм. Это езда в трёх измерениях, не только вправо-влево, но и вверх-вниз, вот за что гонщики так любят Северную петлю Нюрбургринга. Он так и останется неповторимым, так как построить подобное сооружение с перепадом высот в 750 метров вряд ли уже у кого-то получится. Что же остаётся в арсенале проектировщиков? Нудные S-ки и пресные прямые углы? Хотя, скоростные закрытые повороты никто не отменял. Относительно поворотов с отрицательным поперечным профилем сложнее – FIA не рекомендует их делать. Итак, что мы имеем в сухом остатке? Гонщиков, которым дорога жизнь, требующих сделать трассы как можно безопаснее. Зрителей, которые приходят смотреть по большей мере на аварии, чем на сами гонки. Спортивных функционеров, которые, о чудо, встали, наконец, на сторону гонщиков. Так и хочется воскликнуть: " Как бы здесь не перегнуть палку!" Увы, поздно, уже перегнули!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|